Шостаковича обратился к стихам Цветаевой
Еще летом по возвращении из США композитор обратился к стихам М. Цветаевой, познакомился с ее сестрой Анастасией Ивановной, передавшей ему свои воспоминания. Постепенно сложился новый вокальный цикл, и 31 июля в Пярну Шостакович принялся его быстро записывать. «Писал так, чтобы по рукописи можно было работать исполнителям. 1 августа записал „Мои стихи“, 2-го — „Откуда такая нежность?“, 3-го— „Диалог Гамлета с совестью», 6-го— даже два номера: „Поэт и царь“ и „Нет, бил барабан“, 7 августа 1973 года вокальный цикл „Шесть стихотворений Марины Цветаевой для контральто и фортепиано“, соч. 143, был закончен».
После блоковского цикла прошло только шесть лет, но при сравнении этих двух произведений ясно видно усложнение средств вокальной выразительности, в частности хроматизация языка с вводом двенадцатитоновое. Кульминация цикла — «пушкинские стихи» Цветаевой. Для композитора это был сложнейший образ, передающий контрастные состояния в едином целом. Эпилог («Анне Ахматовой»), как и в блоковском цикле, объемнее своего названия — обращение «к самой Поэзии» (шире — к Творчеству).