Первый скрипичный концерт Шостаковича
1946—1947 годы прошли в больших хлопотах: Шостакович живет «на два дома» — в Москве и Ленинграде. В марте 1948 года композитор пишет свой Первый скрипичный концерт, посвященный выдающемуся скрипачу современности Д. Ф. Ойстра- ху. Концерт оказался уникальной «симфонией с солирующей скрипкой» в четырех (даже в пяти — с учетом обширной каденции) частях, имеющих программно-жанровые названия: Ноктюрн, Скерцо, Пассакалья, Бурлеска. Структурой цикла композитор продолжил традиции Восьмой и Девятой симфоний, а по образному строю, характеру тематизма предвосхитил Десятую симфонию. Сделав посвящение концерта, автор передал рукопись Ойстраху, но исполнение отложил. Причиной тому было трехдневное совещание деятелей советской музыки, на котором выступили тридцать ораторов, в том числе и А. А. Жданов. Критике подверглась деятельность многих видных советских композиторов (в их первых рядах был Шостакович). Они обвинялись в модернизме, космополитизме и формализме, в отрыве от художественных запросов советского народа. С поразительным единодушием и легкостью жесточайшему порицанию подверглись Шестая, Восьмая, Девятая симфонии, Вторая фортепианная соната, опера «Леди Макбет Мценского уезда» (за исключением последнего акта). Даже в Седьмой симфонии положительно оценена была только I часть.
Композитор стоически переносил шквал бездоказательных обвинений, в своих выступлениях благодарил за критику и заверял собравшихся, что будет создавать «произведения, понятные и близкие народу». Но события продолжали развиваться. Совещание вылилось в постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели». В апреле 1948 года в Москве состоялся Первый всесоюзный съезд советских композиторов. Подготовка его и проведение сопровождались публикацией крайне негативной статьи М. В. Коваля «Творческий путь Д. Шостаковича» (в журнале «Советская музыка», № 2—4). Анализируя произведения композитора в хронологическом порядке и критически оценивая их, Коваль в завершение пришел к выводу: «Многие годы творчества Шостаковича прошли преимущественно на холостом ходу…он не дал своей Родине того, чего ждала она от его большого дарования».