Арам Ильич Хачатурян

Первый скрипичный концерт Шос­таковича

1946—1947 годы прошли в больших хлопотах: Шостакович жи­вет «на два дома» — в Москве и Ленинграде. В марте 1948 года композитор пишет свой Первый скрипичный концерт, по­священный выдающемуся скрипачу современности Д. Ф. Ойстра- ху. Концерт оказался уникальной «симфонией с солирующей скрип­кой» в четырех (даже в пяти — с учетом обширной каденции) час­тях, имеющих программно-жанровые названия: Ноктюрн, Скерцо, Пассакалья, Бурлеска. Структурой цикла композитор продолжил тра­диции Восьмой и Девятой симфоний, а по образному строю, харак­теру тематизма предвосхитил Десятую симфонию. Сделав посвя­щение концерта, автор передал рукопись Ойстраху, но исполнение отложил. Причиной тому было трехдневное совещание деятелей советской музыки, на котором выступили тридцать ораторов, в том числе и А. А. Жданов. Критике подверглась деятельность многих видных советских композиторов (в их первых рядах был Шостако­вич). Они обвинялись в модернизме, космополитизме и формализ­ме, в отрыве от художественных запросов советского народа. С по­разительным единодушием и легкостью жесточайшему порицанию подверглись Шестая, Восьмая, Девятая симфонии, Вторая форте­пианная соната, опера «Леди Макбет Мценского уезда» (за исклю­чением последнего акта). Даже в Седьмой симфонии положительно оценена была только I часть.

Композитор стоически переносил шквал бездоказательных об­винений, в своих выступлениях благодарил за критику и заверял со­бравшихся, что будет создавать «произведения, понятные и близкие народу». Но события продолжали развиваться. Совещание выли­лось в постановление ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года «Об опе­ре „Великая дружба“ В. Мурадели». В апреле 1948 года в Москве состоялся Первый всесоюзный съезд советских композиторов. Под­готовка его и проведение сопровождались публикацией крайне не­гативной статьи М. В. Коваля «Творческий путь Д. Шостаковича» (в журнале «Советская музыка», № 2—4). Анализируя произведе­ния композитора в хронологическом порядке и критически оцени­вая их, Коваль в завершение пришел к выводу: «Многие годы твор­чества Шостаковича прошли преимущественно на холостом ходу…он не дал своей Родине того, чего ждала она от его большого даро­вания».

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления