Арам Ильич Хачатурян

Военная тема прочно вошла в творчество Шостаковича

Не все произведения военного времени отражали трагические события тех лет (Второй квартет), но военная тема прочно вошла в творчество Шостаковича и присутствует во многих последующих произведениях — в музыке к кинофильмам из военного времени («Молодая гвардия», «Встреча на Эльбе», «Падение Берлина», «Пять дней — пять ночей»), в камерных (Третий квартет) и симфоничес­ких произведениях (Девятая, Десятая, Четырнадцатая симфонии, Первый скрипичный концерт).

Девятая симфония, созданная в середине 1945 года, ожидалась как сим­фония на окончание войны Предполагался большой состав оркестра и даже хор Однако ожидания многих не оправдались Симфония продолжительностью звуча­ния в 22 минуты оказалась в целом светлой, но отнюдь не триумфально-монумен­тальной и апофеозной И I часть в характере гайдновского allegro, и кантиленная II  часть, и «злое» скерцо, полное трагизма Largo, построенное на диалоге тяжелой меди и скорбной исповеди фагота, — воспоминания о трагическом прошлом, на­конец, ироничный финал (V часть) с интонациями галопа и марша — все это оце­нивалось как только хорошая музыка, но не отвечающая грандиозности свершив­шегося Симфонию хорошо приняли, но только как симфонию-скерцо, как «сим­фонический фельетон»«, предостерегающий от самоуспокоенности, самодоволь­ства обывателя Сбывались слова Шостаковича, предсказывавшего, что «музыканты будут ее играть с удовольствием, а критики — разносить» Противоречивые от­клики, и даже очень резкие, были и за рубежом Но симфонию играли охотно, с настроением.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления