Военная тема прочно вошла в творчество Шостаковича
Не все произведения военного времени отражали трагические события тех лет (Второй квартет), но военная тема прочно вошла в творчество Шостаковича и присутствует во многих последующих произведениях — в музыке к кинофильмам из военного времени («Молодая гвардия», «Встреча на Эльбе», «Падение Берлина», «Пять дней — пять ночей»), в камерных (Третий квартет) и симфонических произведениях (Девятая, Десятая, Четырнадцатая симфонии, Первый скрипичный концерт).
Девятая симфония, созданная в середине 1945 года, ожидалась как симфония на окончание войны Предполагался большой состав оркестра и даже хор Однако ожидания многих не оправдались Симфония продолжительностью звучания в 22 минуты оказалась в целом светлой, но отнюдь не триумфально-монументальной и апофеозной И I часть в характере гайдновского allegro, и кантиленная II часть, и «злое» скерцо, полное трагизма Largo, построенное на диалоге тяжелой меди и скорбной исповеди фагота, — воспоминания о трагическом прошлом, наконец, ироничный финал (V часть) с интонациями галопа и марша — все это оценивалось как только хорошая музыка, но не отвечающая грандиозности свершившегося Симфонию хорошо приняли, но только как симфонию-скерцо, как «симфонический фельетон»«, предостерегающий от самоуспокоенности, самодовольства обывателя Сбывались слова Шостаковича, предсказывавшего, что «музыканты будут ее играть с удовольствием, а критики — разносить» Противоречивые отклики, и даже очень резкие, были и за рубежом Но симфонию играли охотно, с настроением.