Педагогическая деятельность Шостаковича в Ленинградской консерватории
Весной 1937 года Шостакович начал педагогическую деятельность в Ленинградской консерватории (с 23 мая 1939 года — профессор). Подготовкой к ней были многочисленные консультации, оказываемые Шостаковичем молодым членам Союза композиторов.
В классе Шостаковича царила творческая атмосфера. Педагог был безусловным авторитетом. Занятия строились свободно и представляли собой беседы, обсуждение сочинений, ознакомление с классическими и современными произведениями. Важным считалось хорошее владение фортепиано. Высоко ценились талант, интеллект, заинтересованность в работе, трудолюбие. Музыкальные данные относились к необходимым, но развиваемым сторонам личности ученика.
Ученики могли посещать занятия других преподавателей и в случае надобности даже ездили в Москву (к Яворскому, Шебалину). И наоборот, ученики других классов могли получить у Шостаковича необходимый совет. Так класс становился школой, объединенной общими эстетическими установками. Вероятно, поэтому из него вышли столь разные по почерку композиторы, как Г. В. Свиридов, О. А. Евлахов, Ю. А. Левитин, Г. И. Уствольская, а позднее Б. А. Чайковский и А. Г. Чугаев.
Педагогическая работа была приятным для Шостаковича фоном его композиторской деятельности. После Пятой симфонии, потребовавшей неимоверной затраты сил, наблюдается некоторый спад творческой активности. Может быть, это было связано с семейными переменами: счастливо женившись в 1932 году на Н. В. Варзар, композитор теперь испытал радость от рождения дочери (1936) и сына (1938). Во всяком случае, композитор признавался: «Целый год после сдачи Пятой симфонии я почти ничего не делал». Возникающие в это время замыслы (опера «Маскарад», балет, оперетта «Двенадцать стульев») не осуществились.