Критика творчества Шостаковича
Важной по жизненным и творческим последствиям была работа над третьим балетом —«Светлый ручей» (окончен в конце 1934 года), самым жизнерадостным из сценических произведений Шостаковича. Либретто, написанное Ф. В. Лопуховым и А. И. Пиотровским, повествовало о колхозе, в который приезжает бригада артистов, и о перипетиях в жизни колхозников и артистов. Балет имел зрительский успех в Малом оперном театре в Ленинграде (4 июня 193 5 года) , а затем в Большом театре в Москве (15 октября 1934 года). Однако надуманная фабула произведения прежде всего и ее музыкальное воплощение (композитор встал на путь дивертисментной драматургии, используя частично музыку из балета «Болт») не получили единодушного одобрения музыкантов. Кроме того, возникли непредвиденные обстоятельства.
26 декабря 1935 года И. В. Сталин посетил спектакль «Леди Макбет» в филиале Большого театра. Через месяц, 28 января 1936 года в «Правде» появилась редакционная статья «Сумбур вместо музыки» с резкой критикой оперы Шостаковича, а 6 февраля — также редакционная статья «Балетная фальшь» о балете «Светлый ручей», исполненном на гастролях в Москве труппой ленинградского Малого оперного театра.
Сразу же начались заседания различных организаций деятелей музыкальной культуры с обсуждением редакционных статей «Правды». В центре жесткой и несправедливой критики был Шостакович. Композитор мужественно переносит критику. Большую моральную помощь оказывают ему друзья, особенно Соллертинский и Тухачевский. По-видимому, долгая и напряженная беседа с последним была решающей для Шостаковича, вновь обретшего творческие силы. Но что-то в композиторе было сломлено: страстно стремившийся к опере, он после «Леди Макбет» не реализовал ни одного замысла.