Программные симфонии с участием хора — Вторая, «Посвящение Октябрю» (1927) и Третья, «Первомайская» (1929).
Интересны и созданные в те годы две программные симфонии с участием хора — Вторая, «Посвящение Октябрю» (1927) и Третья, «Первомайская» (1929). Эти произведения родственны друг другу одночастной композицией с хоровым завершающим разделом и воплощением массово-плакатной идеи большого политического звучания. Обе симфонии в своей композиции подчинены развитию определенной программы-сюжета, тесно соприкасающейся с массовыми театрализованными формами искусства. Но воплощение сюжета в них различно. Программа Второй симфонии близка несколько схематизированным агитационным постановкам, которые были распространены в 20-е годы. Она отражает грандиозные масштабы замыслов, печать которых лежит на произведениях Маяковского того времени, а также и на многих других художественных созданиях, рождавшихся в те годы. Как символ нового времени в партитуре симфонии использован гудок.
Вторая симфония была заказана Шостаковичу Агитотделом музсектора Государственного издательства к юбилейной дате. Основная сюжетная канва симфонии раскрывала постепенный переход от мрака к свету, от хаоса к организованности, к достижению революционной сознательности. Воплощен этот отвлеченный план соединения полярных образных сфер применением дедуктивного метода развития: несколько начальных тематических элементов, непрерывно преобразуясь, приводят в конце к качественно новому, образно конкретному музыкальному материалу (хоровой раздел).
Большую роль в тематическом развитии симфонии играет ритм. В усилении конструктивно-ритмического начала как следствия подчинения бурным ритмам и темпу жизни (урбанизм) Асафьев видел одну из главных черт музыки 20-х годов. Показателен материал хорового раздела. Его музыкальная выразительность полностью зависит от интонации слова, от ритма стиха: ритм вокальной партии точно соответствует чеканному ритму стихов А. Безыменского, распев слогов отсутствует. Заключительные слова хора «Вот знамя, вот имя живых поколений: Октябрь, Коммуна, Ленин» уже не поются, а ритмически произносятся.
В основе содержания Третьей симфонии лежит не обобщенная идея, а ряд зарисовок советского быта, связанных с днем Первого мая. Замысел произведения обусловил индуктивный метод его воплощения. Симфония состоит из ряда контрастных эпизодов. Интонационное содержание ее тематизма рождается как бы «на ходу», подчиняясь сквозной стихии развития. При отсутствии точных реприз-повторов многие темы роднят отдельные обороты-попевки, создающие интонационное единство материала симфонии.
Образная конкретность музыки особенно примечательна в эпизоде митинга. Средствами оркестра композитор мастерски воплощает жест, движение слушающей людской массы, речь трибуна-оратора, шум толпы, выкрик из нее участника митинга. Степень обобщенности интонаций здесь доведена до плакатной широты. О выразительной сущности интонационной природы Третьей симфонии Асафьев писал, что она — «едва ли не единичная попытка рождения симфонизма из динамики революционного ораторства, ораторской атмосферы, ораторских интонаций».
Своеобразно трактован композитором заключительный хоровой раздел на текст С. Кирсанова. В нем значительно выявлены интонационные возможности не только стиха, но и собственно музыки. Декламационность музыкальная и речевая сливаются воедино в величавом звучании хора-славления, интонационно близкого не только современным песням, но и русским оперным «славам».
Творчески значительно обогатило Шостаковича и способствовало становлению его стиля сотрудничество с такими крупными режиссерами-новаторами в области театрального искусства, как Мейерхольд и Акимов. Шостакович очень высоко ценил спектакли Мейерхольда «Маскарад» Лермонтова, «Лес» Островского, оперы «Пиковая дама» и «Дон-Жуан», а в работе над «Клопом» Маяковского участвовал сам как автор музыки и пианист. Личные контакты при этом были самые тесные, ибо во время работы Шостакович жил на квартире Мейерхольда.