Тема пассакальи восьмой симфонии Шостаковича
В одиннадцати вариациях повторяется тема пассакальи, своей неизменностью создавая впечатление оцепенения после трагедии. Характер музыки (как и тональность соль-диез минор) остается почти неизменным. Лишь в самом конце части колорит несколько просветляется, изломанная, напряженная хроматика сменяется диатоникой, подготавливая пасторальность финала.
После мрачного оцепенения пассакальи начало финала (Allegretto, до мажор) — напев фагота — воспринимается как возрождение, чуть ли не в пантеистическом смысле, из пепла и руин. Вспоминаются слова Асафьева: «Вдруг, в тишине, будто бьется одно лишь сердце и поет просто и трогательно, как глубокий родник, струящийся среди грозных, суровых скал: „а я живу“». Этими словами Асафьев охарактеризовал начало репризы I части (соло английского рожка), но они могут быть отнесены и к началу финала. Естественно вытекая из развития предыдущей части (совершенно уникальное по простоте, но необыкновенно впечатляющее, эффектное по воздействию гармоническое соскальзывание из соль-диез минора в до мажор), финал логически завершает трагическую концепцию всей симфонии в целом. Мягкой просветленностью, пасторальностью музыки, в которой, однако, слышны зловещие отзвуки пронесшейся бури (разработка, приводящая к кульминации финала), он как бы отходит от трагедии сегодняшнего дня и является взглядом в будущее.
/>