Шостакович считал себя учеником Штейнберга
Максимилиан Осеевич Штейнберг преподавал основные теоретические предметы — гармонию, инструментовку, музыкальную форму, свободное сочинение. Педагоги по другим предметам — Н. А. Соколов (контрапункт и фуга), А. В. Оссовский (история музыки). Строгий традиционализм и даже академизм, сложившиеся за годы существования первой отечественной консерватории, были очень важны для воспитания у учеников крепких профессиональных основ.
Шостакович проявил неуемную тягу к знаниям. «Учился я с большим увлечением, я бы сказал, даже восторженно. Все, чему меня учил Штейнберг, я воспринимал с жадностью, впитывая, как губка, все его указания и советы». После смерти Соколова его дисциплины продолжал вести Штейнберг.
Поэтому сам Шостакович считал себя полностью учеником Штейнберга.
Творчески важным моментом явился переход Шостаковича по настоянию Розановой в класс Леонида Владимировича Николаева. Будучи по образованию не только пианистом, но и композитором, Николаев владел композиторской техникой и «участвовал в работе композиторских классов, в экзаменах по сочинению, охотно давал консультации по контрапункту, форме и даже практическому сочинению ..». В учениках своего исполнительского класса он старался воспитать понимание внутреннего смысла произведения, логики его композиции и художественного замысла. «Восторг Шостаковича вызывало полифоническое мастерство Николаева, познания в контрапункте — он подсказывал подчас полифонические ходы и решения, которых не находил даже Штейнберг: следы обнаруживаются в самых ранних сочинениях, показанных Николаеву, — прелюдиях, финале из Сюиты для двух фортепиано, Первом трио…». Позднее Шостакович напишет: «Очень много мне дали занятия с JI. В. Николаевым. Это был большой музыкант и великолепный педагог. Жаль, что он не преподавал композицию. Его советы в этой области всегда отличались тонким пониманием формы и стиля, безупречным вкусом».
Третья по счету общеобразовательная школа, в которую перешел Шостакович, была расположена ближе к дому, что существенно экономило силы. Она расширила круг знакомых и товарищей. Среди них выделилась семья художника Б. М. Кустодиева, с дочерью которого Шостакович учился. Маститый художник по достоинству оценил дарование молодого музыканта.