Данные о предках Д. Д. Шостаковича
Данные о предках Д. Д. Шостаковича по материнской линии более скупы, но известно, что дед В. Я. Кокоулин работал управляющим на сибирских золотых приисках Бодайбо и принял большое участие в их хозяйственном преобразовании: было введено медицинское обслуживание рабочих, открыта школа для детей и т. д. По всей Сибири славился организованный его женой Александрой Петровной самодеятельный оркестр. Она же приобщала к музыке и одну из дочерей, Софью Васильевну Кокоулину (будущую мать композитора). Последняя, блестяще закончив Иркутский институт благородных девиц, получила право на продолжение образования в Петербургской консерватории, где занималась по классу фортепиано сначала у ученицы А. Г. Рубинштейна С. А. Малоземовой, а затем у А. А. Розановой.
Таким образом, родители композитора происходили из Сибири, а прямое знакомство и сближение их возникло на почве общих музыкальных интересов. Дмитрий Болеславович как певец-любитель принимал участие в вечерах, на которых аккомпанировала Софья Васильевна.
Брак оказался счастливым В семье установился дух доброты, взаимопонимания Дом слыл хлебосольным и гостеприимным Среди особенно близких семье была детская писательница Клавдия Лукашевич, во многом способствовавшая приобщению детей к чтению
Из троих детей Дмитрий, родившийся 25 сентября 1906 года, был средним между сестрами — Марией (1904) и Зоей (1909). С фотографий тех лет на нас смотрит кроткий светловолосый мальчик. Во всем его облике ощущается состояние детской безмятежности — следствие внимания окружающих. Детей в доме любили и воспитанием их занимались серьезно. В доме было много книг, в том числе детских.
Как и во многих других интеллигентных домах того времени, естественной и органичной частью семейного быта Шостаковичей являлось музицирование. Под гитару и с фортепиано пел городские романсы Дмитрий Болеславович. Произведения из консерваторской программы исполняла Софья Васильевна. Иногда с участием соседа, страстного любителя музыки и отличного виолончелиста, составлялся ансамбль — играли музыку Гайдна, Моцарта, Бородина и Чайковского.
Будущий композитор естественно впитывал разную по художественным достоинствам музыку. Исподволь развивались и его музыкальные способности. Однако, как вспоминал Шостакович, «до тех пор, пока не начал учиться музыке, желания учиться не выражал Интерес к музыке некоторый чувствовал. Когда у соседей собирался квартет…, припадая ухом к стене, слушал.
Моя мать, С. В. Шостакович, видя это, настояла на том, чтобы я начал учиться игре на рояле. Я же всячески уклонялся. Весной 1915 года я в первый раз был в театре. Шла „Сказка о царе Салтане“. Мне опера понравилась, но все это не победило моего нежелания заняться музыкой.
„Слишком корень ученья горек, чтобы стоило учиться играть», — думал я. Но мать все же настояла и летом 1915 года стала давать мне уроки игры на рояле. Дело пошло очень быстро. Оказался у меня абсолютный слух и хорошая память. Я быстро выучил ноты, быстро запоминал и выучивал наизусть без заучивания — само запоминалось Хорошо читал ноты. Тогда же были и первые попытки сочинения»