Ладовая организация Шостаковича
Особенно своеобразна ладовая организация. В ней СЛЫШНЫ как исконно национальные истоки русского народного и классического профессионального искусства (прежде всего творчество Мусоргского), так и оригинальные авторские черты. Вероятно, в связи с формированием трагической направленности в творчестве начиная с 30-х годов композитор использует в своих сочинениях выразительность минорного лада с понижающей альтерацией II, IV и VIII ступеней. Это качество лада привело к октавной разомкнутости звукоряда, появлению обостренной выразительности малых и уменьшенных интервалов вверх от I ступени. Помимо этих своеобразных ладовых разновидностей, Шостакович активно пользуется и традиционными диатоническими средствами, хотя и вносит в них индивидуальные оттенки.
Разнообразна мелодика композитора, содержащая как самые «общительные», бытовые, так и предельно обобщенные, нейтрально звучащие интонации, типично вокальные мелодии широкого дыхания и речитативные, свободно льющиеся, кантиленного типа и широко распластанные темы, состоящие из отдельных интонаций- попевок, разбросанных по всему диапазону. Во всех типах мелодий композитор воплотил интонационный строй музыки своего времени, а подчас предвосхитил многое из того, что стало активно развиваться в нашей музыке 20—30 лет спустя. Так композитор участвовал в формировании интонационного словаря своего времени, своей эпохи.
Очень важна процессуальн о-в ременная сторона музыки Шостаковича. При том что композитор использует практически все типы ритмической организации, определяющим для него всегда был наиболее свободный от классической акцентности тип «нерегулярно времяизмерительный» (по терминологии В. Н. Холо- повой). Это качество ритмики Шостаковича прямо связано с процессуально-динамическим развитием его музыки, с господствующим в ней полифоническим типом развертывания.
Полное гуманизма искусство Шостаковича получило широчайшее признание на родине и за рубежом еще при его жизни. Он был удостоен Ленинской, Государственной премий, звания Героя Социалистического Труда, награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени. Проявлением глубокого уважения к композитору явилось избрание его доктором Оксфордского университета, членом Шведской академии наук, Итальянской академии наук Санта Чечилия, Почетным членом Английской королевской академии, Американской академии наук и Американского института литературы и искусств и многих других зарубежных организаций.