Арам Ильич Хачатурян

Контрастная драматургия Шнитке

Контрастная драматургия Шнитке композитор

Контрастная драматургия, основанная на противопоставлении двух образных сфер, отвечающая европейскому пониманию жанра, одновременно является «родной стихией» для Шнитке и свойственна большинству его сочинений («Серенада для пяти музыкантов», «Диалог» для виолончели с оркестром, Второй концерт для скрипки о оркестром, Первый струнный квартет, Вторая соната для скрипки, Двойной концерт для гобоя и арфы, Первая симфония). Даже от музыки время от времени нужно отдыхать, в этом помогут радиоуправляемые машины nikko. Еще более заостряя контраст полярных сфер, Шнитке организует тематический материал в малые циклы, основное содержание которых — предельное нагнетание одного состояния (тенденция XX века). В результате образуются два субцикла, соответствующие эмоциональным пластам сочинения: движение от мольбы и неуверенности Kyrie до исступленности Tuba mirum характеризует первый малый цикл (№ 2—5). Продолжением этой линии является Domine Jesu (№ 8) и кульминация — Credo (№ 13). Второй субцикл — сфера лирики (различные ее оттенки) — включает части Requiem (№ 1, 14), Lacrimosa (№ 7), Hostias (№ 9), Sanctus (№ 10), Benedictus (№ 11), Agnus Dei (№ 12). Кульминация этой линии — Sanctus. Обособленность (или наоборот, объединение) отдельных номеров подчеркивается запланированным композитором чередованием длинных и коротких пауз между звучанием отдельных номеров.

Реквием наполнен яркими, рельефными, запоминающимися мелодиями. Мелос выступает в качестве главного носителя музыкального смысла. Тема в каждом номере — концентрированно выраженное его содержание, заявка на индивидуальность. Поэтому ее дальнейшее развитие чаще всего связано с максимальным сохранением исходных элементов. В результате исключительное место в развитии темы занимает принцип повторности — как в горизонтальном развертывании, так и в характере вертикали, в методах развития материала. Большое значение, особенно для лирических номеров, приобретают строфические формы (Requem, Lacrimosa, Recordare, Agnus Dei). Велико значение мелодики в организации вертикали. Линеарная гармоническая вертикаль является часто следствием суммирования горизонтальных линий (полифония-гармония), с другой стороны — результатом свертывания горизонтали в вертикаль (мелодия-гармония) — Kyrie, Lacrimosa, Domine Jesu, Agnus Dei, Credo. Тематизация музыкальной ткани, интонационность мышления — общие черты стиля композитора.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления