Арам Ильич Хачатурян

Творческий контакт Шостаковича с Евтушенко

Творческий контакт Шостаковича с Евтушенко

Творческий контакт Шостаковича с Евтушенко оказал большое влияние на молодого поэта. Но и Шостакович не забыл молодого поэта и через год после Тринадцатой симфонии создает вокаль­но-симфоническую поэму «Казнь Степана Разин а» для баса, мужского хора и симфонического оркестра, используя в качестве поэтического текста главу из поэмы Евтушенко «Братс­кая ГЭС» под названием «Казнь Стеньки Разина». В этом произве­дении он развивает проблему личности героя в истории, цены и смыс­ла подвига. Эта поэма стала гигантской фреской, в величественном диалоге хора, солиста и оркестра повествующей, подобно оперной сцене, о разгуле, разнузданном веселье толпы («Стеньку Разина ве­зут!»), о мыслях героя, оценивающего свою жизнь и свои дела (цен­тральный монолог солиста), и казни, пробуждающей народное со­знание.

Важной в биографии Шостаковича было возвращение на сцену оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Процесс был длительным и трудным. Попытки относились еще к 50-м годам и привели к твор­ческому обращению автора к тексту любимого произведения. Ос­новные изменения, внесенные Шостаковичем во вторую редакцию оперы, которую он считал окончательной, касались следующего: была смягчена лексика, местами снижена тесситура вокальных партий, частично обновлена оркестровка (композитор отказался от некоторых инструментальных эффектов, уводящих от основной идеи), сочинены два новых по музыке симфонических антракта — между 1-й и 2-й и 7-й и 8-й картинами. Изменилось и название — «Катерина Измайлова».

Первые постановки оперы прошли в Познани и Дюссельдорфе. На родине возобновление оперы началось с Театра имени К. С. Ста­ниславского и В. И. Немировича-Данченко (премьера состоялась 8 января 1963 года). Исполнение в театре вызвало дополнительную авторскую правку второй редакции партитуры. В этой редакции опе­ра была поставлена во многих оперных театрах страны и за рубе­жом. В подготовке премьер Шостакович принимал активное учас­тие. Из всех постановок, кроме московской, автор особенно выде­лял две киевские — 1965 и 1974 года.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления