Арам Ильич Хачатурян

Третий период творчества Шнитке (1965—1974)

Третий период творчества Шнитке (1965—1974) композитор

Третий период творчества (1965—1974) — очень плодотворный в эволюции Шнитке. Практически ежегодно с его музыкой выходило на экран от двух до девяти кинофильмов — художественных, мультипликационных, телевизионных. В год оставалось лишь около восьми недель «для работы в стол». (До 1974 года исполнения серьезных сочинений Шнитке редко происходили в России.) В области академической музыки поиски нерегламентированной идеи нашли свое выражение в камерных произведениях, написанных для нестандартных инструментальных составов, — Диалог для виолончели и семи инструментов, Серенада для пяти музыкантов. Для струнного квартета созданы Первый квартет и «Канон памяти Игоря Стравинского». Открывают и завершают данный период вокальные сочинения — «Три стихотворения Марины Цветаевой» и «Голоса природы» для десяти женских голосов и вибрафона. Общепризнанными вехами этого десятилетия стали Первая симфония, Второй скрипичный концерт и Вторая соната для скрипки и фортепиано.

Если Вам не хватает средств на посещения концерта, можете взять кредит под залог автомобиля. В сочинениях конца 60-х годов расширяется спектр выразительных средств за счет привлечения алеаторики, микрохроматики, нетрадиционных приемов звукоизвлечения. Нередко додекафонные сочинения проверялись композитором на слух, посредством живого интонационного чувствования. «…К 1966 году для меня была уже совершенно ясна моя ситуация в современной музыке и то место, которое я мог в ней занять», — говорил он. Овладев 12-тоновой техникой, но склонный к интонационному мышлению, Шнитке пришел к выводу, что 12-то новый ряд может быть применен лишь как одна из многих возможностей, а не как единственный звуковой материал.

С конца 60-х годов идея смешения техник становится для Шнитке определяющим типом мышления (Серенада для пяти музыкантов, Вторая соната для скрипки и фортепиано). Шнитке свободно кочует по историческим эпохам, пытаясь найти единство разных временных пластов и создать многоголосный хор многих поколений. Эта устойчивая концепция синтеза времен опирается на сознательный и теоретически сформулированный метод композиции. Им становится полистилистика. Впервые прием полистилистики был применен Шнитке в прикладной сфере — музыке к мультфильму «Стеклянная гармоника» (1968). Именно музыка для кино стала для композитора не только отдушиной, но и лабораторией для экспериментов с новыми идеями и приемами полистилистики. Феномен Шнитке был бы вообще невозможен без его работы в кино. «Сюита в старинном стиле» (1971), созданная на основе музыки из кинофильмов «Спорт, спорт, спорт» и «Похождения зубного врача», — единственное произведение, которое целиком построено на основе стилизации.

Практическое применение полистилистики было обосновано композитором в теоретическом докладе на Конгрессе Международного Музыкального Союза в Москве в 1971 году.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления