Шнитке 1963—64 годы
1963—64 годы — время широкого, активного изучения и использования додекафонии, серийной техники, сериализма. Вместе с композиторами своего поколения Шнитке занят штудиями современной композиторской техники. «Освоение творчества Прокофьева, Стравинского, Веберна, Штокхаузена шло практически одновременно и в сжатые сроки — музыкальное сознание отечественных музыкантов совершало форсированный марш-бросок через две исторические эпохи XX в.», — пишет исследователь.
Именно в этот период Шнитке проходит через полосу экспериментов, совпадающих с преподавательской деятельностью в Московской консерватории. В числе произведений, написанных в этот краткий период, — Первая соната для скрипки и фортепиано, Прелюдия и фуга для фортепиано, Музыка для фортепиано и камерного оркестра.
Посмотрите информацию по ссылке докшелтер, возможно это то, что Вы так давно искали.
Овладение новыми техниками вместе с осознанием выразительности индивидуального музыкального языка — главная творческая задача Шнитке, всегда избегавшего догматического использования новых композиторских приемов. Так, например, в основе каждой из частей его Первой скрипичной сонаты лежит один из вариантов исходного додекафонного ряда. Такое применение чистой хроматики не мешает, однако, композитору развернуть масштабный четырехчастный цикл, вмещающий и пассакалию (III часть), и танцевально- скерцозный финал, и смысловой интонационный оборот ВАСН.
Овладевая технологией звуковых электронных синтезаторов (АНС и Synthi-100), композитор написал в этой технике некоторые «старинные фактуры» для кинофильмов. Позднее, в 1969 году в электронной студии был записан «Поток». «Это произведение записывалось в музее им. Скрябина на АНС инструменте, где октава делится не на 12, как в темперированном строе, а на 72 интервала, что давало возможность точнее приблизиться к чистому натуральному звукоряду».