Пятнадцатый квартет Шостаковича
Пятнадцатый квартет (1974) ми-бемоль минор венчает собой квартетное творчество композитора и потому занимает особое место. Подобно «Афоризмам», Второму и Одиннадцатому квартетам, он объединяет жанрово контрастные части: мрачно-сдержанную «Элегию», причудливо-острую «Серенаду», речитативно-декламационное «Интермеццо», лирический «Ноктюрн», трагический «Траурный марш» и завершающий «Эпилог». Но, подобно Восьмому или Одиннадцатому квартетам, все его части идут без перерыва, объединяясь единым медленным темпом и скрепляясь начиная с
II части тематически подготовками-предтечами последующей части. «Эпилог» методом реминисценций тематического материала всего цикла сводит его к некоему единству, поданному в трагическом аспекте.
Квартет стилистически обобщает творческие поиски композитора. Строгая диатоника характерна для начальной «Элегии», в которой имитационная главная партия не содержит ни одного случайного знака (подобно ми-минорной прелюдии 30-х годов и до-мажорной «белой» фуге). До предела здесь доведен метод мелодического «прорастания», интонационного обновления: каждый из «ответов» все меньше сохраняет облик исходного прототипа. Вместе с тем и
I часть проходит в развитии этап хроматизации. «Серенада» и последующие части используют технику двенадцатитоновых рядов в полном и частично усеченном виде, сочетая ее с элементами диатоники. По поводу обновления своих выразительных средств композитор неоднократно высказывался в печати. Например, о додекафонии и алеаторике он писал, что «использование… элементов этих сложных систем вполне оправдано, если оно диктуется мыслью сочинения».