Арам Ильич Хачатурян

Необычна судьба четвертой симфонии Шос­таковича

Необычна судьба произведения. Симфония была показана друзьям кокЯИйи- тора в четырехручном исполнении (неизгладимое впечатление произвела она на выдающегося дирижера О. Клемперера, пожелавшего получить ноты для зарубеж­ной премьеры). Стала готовиться оркестровая премьера под управлением Ф. Штид- ри. После двух репетиций I части («исполнение было сумбурное. Штидри явно не понимал музыки, а оркестр играл грязно. Впечатление было тяжелое…») автор снял симфонию с исполнения. Она прозвучала лишь четверть века спустя. Так Четвертая симфония открыла счет произведениям, исполнение которых автор со­знательно осуществлял через много лет после их создания.

Четвертая симфония явилась итогом обширного периода творчества компо­зитора. Вместе с тем она соседствует с Пятой (1937) и Шестой (1939) симфония­ми. Лирико-драматическая Пятая симфония контрастна предыдущей. «Про­сто удивительно, как один и тот же человек мог написать оба сочинения — Чет­вертую, идейно насыщенную, полную силы, бьющей через край, от избытка чувств порой доходящую до неистовства, однако с постоянно сдерживающей эти чувства музыкальной душой, и Пятую — где нет ни одного пустого или бесцельного маз­ка, на редкость сдержанную, классическую, аккуратную, несмотря на всю ее внут­реннюю энергию»”, — писал позднее Б. Бриттен.

Основное различие симфоний проявляется в характере их тематического раз­вития, которое Бобровский сформулировал так: «…непрерывный слитный поток как бы нанизываемых на одну нить контрастных тем в Четвертой и непре­рывный слитный поток „тем-эмбрионов“, порожденных одной началь­ной темой-импульсом, в Пятой. Множественность, охватываемая единым процессом развития, и единый процесс развития, растекающийся на множество протоков и излучин». В дальнейшем, в Шестой симфонии композитор вернулся к прежнему методу. В своем необычном трехчастном цикле, организо­ванном по принципу двухфазности, эта симфония обобщила черты драматургии, присущие Четвертой (II, III части) и Пятой (I часть) симфониям. «В трактовке сонатной формы Шестой симфонии можно наблюдать организующее влияние Пятой, но в строении цикла, наоборот, ощущается опосредованное воздействие Четвертой… Можно сказать, что по принципам сонатной формы Шестая симфо­ния примерно так же относится к Пятой, как Шестая относится к Четвертой по принципам циклической формы. Если в Четвертой симфонии Шостакович высту­пает в роли режиссера, то в Пятой он предстает перед нами скорее как философ (лишь в скерцо композитор вновь обращается к театральным приемам). В Шестой оба эти начала объединяются, создавая двуплановую композицию.

Таким образом, Четвертая, Пятая и Шестая симфонии образуют своего рода триаду и некоторое подобие цикла в крупном плане».

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления