Необычна судьба четвертой симфонии Шостаковича
Необычна судьба произведения. Симфония была показана друзьям кокЯИйи- тора в четырехручном исполнении (неизгладимое впечатление произвела она на выдающегося дирижера О. Клемперера, пожелавшего получить ноты для зарубежной премьеры). Стала готовиться оркестровая премьера под управлением Ф. Штид- ри. После двух репетиций I части («исполнение было сумбурное. Штидри явно не понимал музыки, а оркестр играл грязно. Впечатление было тяжелое…») автор снял симфонию с исполнения. Она прозвучала лишь четверть века спустя. Так Четвертая симфония открыла счет произведениям, исполнение которых автор сознательно осуществлял через много лет после их создания.
Четвертая симфония явилась итогом обширного периода творчества композитора. Вместе с тем она соседствует с Пятой (1937) и Шестой (1939) симфониями. Лирико-драматическая Пятая симфония контрастна предыдущей. «Просто удивительно, как один и тот же человек мог написать оба сочинения — Четвертую, идейно насыщенную, полную силы, бьющей через край, от избытка чувств порой доходящую до неистовства, однако с постоянно сдерживающей эти чувства музыкальной душой, и Пятую — где нет ни одного пустого или бесцельного мазка, на редкость сдержанную, классическую, аккуратную, несмотря на всю ее внутреннюю энергию»”, — писал позднее Б. Бриттен.
Основное различие симфоний проявляется в характере их тематического развития, которое Бобровский сформулировал так: «…непрерывный слитный поток как бы нанизываемых на одну нить контрастных тем в Четвертой и непрерывный слитный поток „тем-эмбрионов“, порожденных одной начальной темой-импульсом, в Пятой. Множественность, охватываемая единым процессом развития, и единый процесс развития, растекающийся на множество протоков и излучин». В дальнейшем, в Шестой симфонии композитор вернулся к прежнему методу. В своем необычном трехчастном цикле, организованном по принципу двухфазности, эта симфония обобщила черты драматургии, присущие Четвертой (II, III части) и Пятой (I часть) симфониям. «В трактовке сонатной формы Шестой симфонии можно наблюдать организующее влияние Пятой, но в строении цикла, наоборот, ощущается опосредованное воздействие Четвертой… Можно сказать, что по принципам сонатной формы Шестая симфония примерно так же относится к Пятой, как Шестая относится к Четвертой по принципам циклической формы. Если в Четвертой симфонии Шостакович выступает в роли режиссера, то в Пятой он предстает перед нами скорее как философ (лишь в скерцо композитор вновь обращается к театральным приемам). В Шестой оба эти начала объединяются, создавая двуплановую композицию.
Таким образом, Четвертая, Пятая и Шестая симфонии образуют своего рода триаду и некоторое подобие цикла в крупном плане».