Негативные тенденции В 70-х — первой половине 80-х годов
В 70-х — первой половине 80-х годов, когда в нашем обществе обозначались негативные тенденции — снижение уровня духовных ценностей, социальное отчуждение, антиобщественное и антигуманное проявление личности, — именно писатели и поэты, деятели культуры с гражданским мужеством сказали об этом. Они опередили социологов: в повестях и рассказах, в стихах и поэмах, в фильмах, песнях и симфониях они говорили жестокую правду о том времени, когда «хлынули мутные воды застоя» (О. Гончар). И мастера культуры бесстрашно били в набат, с чувством боли и горечи показывая негативные явления, поразившие общество, предостерегая от грядущих, порою только нарождающихся перекосов. И появлялись «Пожар» В. Распутина, «Царь-рыба» В. Астафьева, «деревенская проза» В. Белова. Были написаны романы о жизни крестьянства: Ф. Абрамова (тетралогия «Пряслины»), В. Белова («Кануны»), военная проза В. Быкова, эпическая романная проза Ч. Айтматова («Буранный полустанок», «Белый пароход»). Герои В. Шукшина и А. Солженицына рассказывали правду о жизни. И звучала музыка боли Шостаковича и Шнитке, взывая к высокой духовности, нравственности. Болевые точки в нашей жизни обнажал в своих песнях талантливый народный бард Владимир Высоцкий. Еще на перевале 60-х годов языком правды заговорил кинематограф (фильм А. Тарковского «Иваново детство», 1962; публицистическая лента М. Ромма «Обыкновенный фашизм», 1966). Путь к историческому прошлому прокладывала новая стилистика эпической картины «Андрей Рублёв» Тарковского (1971). Планка высокой нравственности была поднята молодым режиссером JI. Шепитько в фильме «Восхождение» (по повести В. Быкова «Сотников» с музыкой А. Шнитке, 1977).
Нравственные темы, гуманистические идеи неотъемлемы от творчества подлинных мастеров отечественной музыки. В современном сложном и «яростном мире» музыке более, чем всегда, уготована честь быть с человеком в его повседневности, охранять его высокий духовный мир. Иначе говоря, музыка призвана решать социальную задачу борьбы за душу человека. Никогда еще эта задача не ставилась так остро. И она тем более важна, что имеет непосредственное отношение к проблемам массовой, в частности молодежной культуры.
/>