Арам Ильич Хачатурян

Музыкальные произведения заметно индивидуальны в музыкальном театре 60—80-х годов

Музыкальные произведения заметно индивидуальны в музыкальном театре 60—80-х годов характер

Любое значительное музыкальное произведение заметно индивидуально, по-новому претворяет те или иные современные приемы композиции, драматургии. Например, отсутствие «линейного» сюжета характерно буквально для всякого современного произведения музыкального театра. Разные типы монтажа, соединения планов используют в своих операх Щедрин («Мертвые души»), Вайнберг («Пассажирка»), К. Волков («Живи и помни»), Кобекин («Пророк»), Рубин («Крылатый всадник»), Ш. Чалаев («Читая дневники поэта»). Так, в опере Щедрина «Мертвые души» вся композиция держится на принципиальном дуализме: пласт народный является главным, он «стоит над действием» (Э. Фрид). Второй пласт (Чичиков и его авантюрные похождения), нигде не пересекаясь с первым, крайне важен, так как именно он и является собственно сюжетным, определяя развитие действия. Блистательно это оригинальное драматургическое решение выявилось в сценографии В. Левенталя (в спектакле Большого театра 1977 года, поставленном Б. Покровским). Сцена разделена на два яруса — в верхнем мы видим дорогу, дали России, в нижнем помещаются интерьеры тех домов, где бывал Чичиков.

Интересно пространственно-временное решение лирических сцен в опере Волкова «Живи и помни» по повести В. Распутина: параллельное звучание диалогов-дуэтов молодых героев и родителей Андрея, разделенных мощным пространством реки Ангары. Разновременные эпохи соединил Кобекин в опере «Пророк», посвященной Пушкину. В ней две части представляют как бы театр в театре и написаны на текст маленьких трагедий Пушкина «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Финал оперы — сценическая кантата в честь Пушкина: в ней использованы документы, письма, воспоминания друзей, рассказывающие о дуэли и гибели поэта.

Жанр большой оперы переживает видимые трудности и требует обновления. Однако, несмотря на сложность современной ситуации, остаются мастера, преданные оперной сфере. К ним безусловно относится С. Слонимский.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления