Музыка Шостаковича как значение символа времени
Музыка Шостаковича обретает значение символа времени. Именно поэтому она звучит в отечественных кинолентах о Великой Отечественной войне (четырехсерийный фильм по роману А. Чайковского «Блокада», «Посол Советского Союза» об А. М. Коллонтай, где есть сцена исполнения Седьмой симфонии в Швеции). С успехом продолжалась демонстрация фильма «Ленинградская симфония» по сценарию О. Ф. Берггольц и Г. Макогоненко, создавался документальный фильм «Дмитрий Шостакович. Эскизы к портрету» (режиссер А. Гендельштейн) — страна готовилась достойно отпраздновать юбилей композитора. Этому были посвящены циклы концертов в городах страны, фестиваль «Белые ночи» и студенческий фестиваль в Ленинграде, а также многое другое.
Активному и полноценному участию Шостаковича в этих торжествах помешала болезнь (перенесенный 30 мая инфаркт миокарда), но композитор следил за всеми событиями музыкальной жизни. В этот год он первым из музыкантов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, звания почетного профессора Ленинградской консерватории, награжден золотой медалью Английского королевского филармонического общества.
Время тяжелой болезни и восстановления сил после нее связано с активным чтением литературы. Среди многих авторов был выделен А. Блок, никогда ранее не привлекавший композитора. Обращение к лирике Блока знаменовало шаг к серьезному освоению романсовой лирики в позднем творчестве Шостаковича. Композитора заинтересовали ранние стихи Блока (1898—1902), из которых он отобрал семь, легших в основу его вокально-инструментальной сюиты «Семь стихотворений А. Блока» (1967) для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано.