Эпические тенденции
Прямым продолжением русского симфонизма, его коренной классической ветви является Борис Чайковский. В отличие от симфонизма, переосмысленного на основе полистилистической или сонорной драматургии, в творчестве Бориса Чайковского присутствуют типичные для русского симфонизма эпический и лирико-драматический виды. Но каждое сочинение являет собой образец неформального претворения традиционных драматургических принципов. Более того, ни одно сочинение Б. Чайковского, в частности симфонического жанра, не дублирует им же найденные принципы.
Эпические тенденции ярче проявляются в двух сочинениях Б. Чайковского: в «Севастопольской симфонии», представляющей собой редкий для второй половины XX века тип большой симфонии (хотя и одночастной), и в «Ветре Сибири», написанной в жанре поэмы. Оба сочинения проникнуты символами «вечного» и «бесконечного» (природа, жизнь на земле), опытом коллективного знания, преломленного сквозь острый лиризм повествования.
В других произведениях эпическое проявляется в синтезе с преобладающим драматическим началом. Такова Вторая симфония. Однако сама драматическая природа сочинений Б. Чайковского имеет особенность — при безусловном наличии контрастов, они обособлены и практически не имеют лобовых столкновений. По законам классической эстетики, открытые, кричащие, крайне экспрессивные точки лишь угадываются в динамике развития целого, а не присутствуют воочию.