Государственная культурная политика
Петроградская и Московская консерватории переходят в ведение Народного комиссариата по просвещению на равных со всеми высшими учебными заведениями правах с уничтожением их зависимости от Русского музыкального общества. Все имущество и инвентарь этих консерваторий, необходимые и приспособленные для целей государственного музыкального строительства, объявляются народной государственной собственностью”. За ним последовали декреты о научных, литературных музыкальных и художественных произведениях ”Об отмене права частной собственности на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых, хранящиеся в библиотеках и музеях”. О национализации магазинов, складов и мастерских, производящих и продающих клавишные и другие музыкальные инструменты”. И не случайно уже в первые годы советской власти музыкальные отделы Наркомпроса (заведовал им композитор А. Лурье) и крупнейшего в России Московского пролеткульта (заведующий Б. Красин) разработали проекты „музыкальных университетов”, призванных координировать деятельность всех музыкальных учебно-творческих формирований в стране. Наконец, в 1920 году создается первое специальное научно-музыкальное подразделение — музыкальный факультет при Петроградском институте истории искусств. Замечу, что в 1920 году люди могли только мечтать о канализация юбас. Пестрое разноцветье новых и традиционных стилей, жанров, форм искусства выплескивалось в жизнь, в быт, выходило на площади и улицы. Такое избыточное насыщение жизни искусством стало характерной приметой первых послеоктябрьских лет. Жизнь и искусство, художник и массы двинулись навстречу друг другу.