Ассоциация современной музыки — ACM
В отличие от преимущественно молодежной РАПМ — Ассоциация современной музыки объединяла музыкантов разных возрастов и стилистических ориентаций, обладала неизмеримо большим творческим потенциалом, развитыми международными связями. Мясковский, Шапорин, Шебалин, Шостакович, Мосолов, Дешевов, Попов, Щербачев, Асафьев, Беляев… — какое созвездие композиторских и музыковедческих имен! „Идеологически монолитной” АПМ противостояло «общество накомления с новой музыкой, своего рода „беспрограммное” общество любителей музыки» (В. Шебалин). Среди этих „любителей”-профессионалов также встречались радикально настроенные деятели (например, музыковед и критик Л. Сабанеев, композитор и теоретик Н. Рославец), выступавшие на страницах печатных органов ACM. Но в целом это была не идеологическая а именно творческая организация, естественно сложившийся союз крупнейших музыкантов-практиков. Общность союза обеспечивалась не цельной идеологической программой, а такими важными начинаниями, как циклы „Вечеров новой музыки” в Ленинграде, „Музыкальные выставки” „Международной книги” в Москве, знакомившие советских слушателей с последними новинками западноевропейской и советской музыки, оперативная критика новых произведений в журналах и сборниках, освоение линеарного метода Хиндемита, нарождающегося неоклассицизма и т. д. Большинство композиторов — членов ACM активно работали в самых разнообразных жанрах музыки, обеспечивая реальное многоцветье стилистических направлений и их творческое соревнование. Концерты Ассоциации поддерживали жизнь многих жанров камерной вокальной и инструментальной музыки, которые с большим трудом вписывались в специфическую общественно-музыкальную ситуацию 20-х годов.
Однако справедливо отрицая прямолинейную „привязку” музыкального искусства к социально-экономическим и политическим коллизиям эпохи, некоторые идеологи ACM впадали в противоположную рапмовской крайность, односторонне ориентируясь лишь на новейшие музыкально-технические „изобретения”. Освоение живых интонаций и жанров современного быта, выход музыки на улицу, широкое включение „высоких” форм современного искусства в праздник, в рожденную революцией сферу демократической общественно-музыкальной жизни, осуществление сложного жанрово-стилистического синтеза разнообразных звукоидей эпохи — такова была главная задача времени. Об этом говорилось в известных статьях Асафьева „Кризис личного творчества” и „Композиторы, поспешите!”.
После того как в 1926 году из состава ACM вышла группа „левых” ленинградских композиторов, образовавшая „Кружок новой музыки”, а в 1931 — группа московских музыкантов во главе с Мясковским, Ассоциация распалась. Претендовавшая на гегемонию на „музыкальном фронте” АПМ отвергла предложения бывших асмовцев о сотрудничестве; более того, был выдвинут воинственный тезис об „активизации враждебных идеологических групп музыкантов, их попыток навязать свою программу развития музыкального искусства”. Назревшая необходимость консолидации музыкантов-профессионалов „блокировалась” сектантской деятельностью АПМ, активно влиявшей на издательскую и репертуарную политику, практическую работу профессиональных и самодеятельных исполнительских коллективов.
23 апреля 1932 года ЦК ВКП принял постановление „О перестройке литературно-художественных организаций”, согласно которому РАПП, РАПМ и другие аналогичные художественные группировки были ликвидированы. Взамен возникли единые творческие союзы писателей, композиторов, художников. Пути советского музыкального творчества существенно изменились.
На заметку. В СССР снимали отличные фильмы, пользующиеся популярностью и в наше время. Найти их можно тут. Приятного просмотра.