Арам Ильич Хачатурян

Бытовая музыка и новые танцевальные ритмы

Бытовая музыка и новые танцевальные ритмы

В 20-е годы особенно заметным становится проникновение в бытовую музыку новых танцевальных ритмов. Танго, фокстрот, шимми, таити-трот и пр. составляли основу рождавшейся вместе с освоением джаза советской музыкальной эстрады.

Этот повышенный интерес к танцу, танцевальной песне, развлекательной музыке, легко объяснимый с точки зрения социальной психологии, подвергался постоянной критике в печати. „Танцеборство” (устойчивая журналистская формула тех лет) имело особое значение для клубной и школьной жизни, для массовой музыкальной работы. Чем только не предлагали заменить „буржуазно-эротические” танцы: и ритмической гимнастикой, и „фигурной маршировкой”, и „массовым танцем-действом”, когда сотни людей под руководством режиссера-массовика на Воробьевых горах Москвы или в появившихся в конце 20-х — начале 30-х годов первых парках культуры и отдыха имитировали трудовые процессы, изображали борьбу индейцев с американскими империалистами, распевая на популярную мелодию вальса или падеспани какой-либо „агитационный” текст…

Появились специальные „машинные” танцы. Еще в 1920 году студийцы рабочего клуба „III Интернационал” (Баку) показали „Паровозную обедню” футуриста В. Каменского. Вторая картина этой пьесы в постановке режиссера И. Табенецкого представляла собой „фантастический балет шпал, заклепок, рельсов и т. д”. Задачей ставилось „изображение машины при помощи человеческой фигуры”. Вместе с „рабочим-поэтом” на сцене действовали „представители всех станционных колоколов”, „семафор”, „товарный вагон”, „вестингауз” . Настоящую же известность „машинные” танцы (пластика их объединяла гимнастические движения, имитацию работы частей механизмов и „конвульсивную мимику” джазовых исполнителей) приобрели в спектаклях московского эстрадного театра „Мастфор” (Мастерская Фореггера). Режиссер Н. Фореггер вместе с композитором М. Блантером и работавшими здесь в качестве художников С. Эйзенштейном и С. Юткевичем в 1923—1924 годах создали целый цикл „танцев машин”, сопровождавшихся шумовым оркестром Бера.

Успех спектаклей Фореггера, бурный рост эстрадных театров малых форм, в которых музыка, куплет, эксцентрический танец играли едва ли не определяющую роль, отражали характерные особенности искусства первых лет нэпа. „Искусство веселящее и забавляющее доминировало над всеми зрелищами… — пишет Е. Уварова. — Главные потребители смеха — нэпманы требовали от эстрады, чтобы она отвечала их вкусам”. Вкусы эти диктовали возрождение старого жестокого романса, „цыганщины”, увлечение „американизмом”, зарубежной коммерческой эстрадой. „Мукки из Кентукки”, „Джон Грэй”, „Шумит ночной Марсель”, „Все сметено могучим ураганом”, танец апашей и чечетка соседствовали с „Муркой”, полублатными куплетами, пресловутыми „Кирпичиками”.

Песня „Кирпичики” стала своеобразным символом нэповской псевдомассовой культуры, музыкального кича. В некоторых журналах тех лет даже появились рубрики «Долой „Кирпичики”!» (рядом с ,Долой фокстрот!”). Старинный вальс С. Бейлезона „Две собачки”, аранжированный известным автором „цыганских романсов” В. Кручининым и снабженный „сентиментально-производственным” текстом П. Германа, впервые прозвучал в 1923 году в программе московского эстрадного театра „Павлиний хвост”. Звучали „Две собачки” и в спектакле Мейерхольда „Лес”. Вскоре появился фильм „Кирпичики” и пьеса того же названия. Новая-старая песня стала непременным элементом сатирических спектаклей „Синей блузы”, зазвучала в клубах, общежитиях, даже в колонках демонстрантов.

 Все это говорит о чрезвычайной сложности „песенно-танцевальной ситуации” середины 20-х годов, разноголосица вкусов, мнений, жанров и форм. И если одни, отстаивая чистоту вкуса и народно-революционных традиций массовой песни, вели решительную борьбу с „цыганщиной” и „фокстрот чиной”, то другие, например Маяковский, непримиримый борец с мещанством и „культурным нэпом”, видели одновременно и опасность схематизации, упрощения, засилья штампов в совсем еще молодом агитискусстве. „Злой агит” (И. Ильф и Е. Петров) грозил советскому искусству не меньше, чем „угар нэпа”.

На заметку. Развитие ребенка должно идти всесторонне. Если имеется отставание по алгебре, советую найти репетитора по алгебре по ссылке, где ищут работу лучшие репетиторы Москвы и Петербурга.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления