Развитие советской музыки
Октябрьская революция 1917 года необратимо изменила жизнь миллионов людей, до основания потрясла устои традиционного быта, сознания, культуры. В промежуток между двумя мировыми войнами вместилась бездна драматических событий, которых хватило бы на жизнь нескольких поколений. Небывалая плотность времени — главная особенность „новой эры”. Головокружительным, ошеломляющим и жестоким был бег огромной страны через гражданскую войну и „военный коммунизм”, сквозь краткий, но удивительный в своей пестроте период нэпа — к трагической героике „реконструктивного периода” конца 20-х — начала 30-х годов, сверхиндустриализации, „сплошной” коллективизации, разорению деревни, ускоренной урбанизации, „большому террору”, рабовладельческой „экономике” ГУЛАГа, безумству полярно-авиационных подвигов, погромным „критическим” кампаниям в культуре, „переселению” народов.
Сверхтемпы. Рваные ритмы. Оглушительные sforzandi резких поворотов в политике, экономике, социально-культурной сфере. Непрерывное экспериментирование в масштабах государства. Мучительно неоднозначное отношение к революции духовной элиты, творческой интеллигенции. Отъезд Рахманинова, Шаляпина, Метнера, Прокофьева. Высылка в 1922 году крупнейших философов, богословов, ученых. Жестокая война с православной церковью и священнослужителями всех религиозных конфессий многонациональной империи. А на другой чаше весов — необычайная, до сих пор поражающая мир творческая активность новых, рожденных революцией художников, писателей, поэтов, музыкантов, архитекторов, режиссеров, композиторов, актеров, деятелей кино. Возвращение Горького, Куприна, Прокофьева, Цветаевой…
В каждом из этих моментов — яростная и жестокая правда времени, отражение неповторимого своеобразия ранней советской культуры и искусства.