Requiem (№ 1) Шнитке
Requiem (№ 1) — образец такого синтеза. В основе темы — чистая семиступенная диатоника, однако ощущаются и черты модальности старинного типа: тема трактуется как звукоряд (принцип мелодии-модели), наряду с тональным центром е есть и другие опоры, возникающие на относительно протяженных звуках (особенно ярко в связи со структурой темы воспринимается остановка на g), намек на гексахордность. Вместе с тем, используя все это как материал, композитор формует его с помощью современного средства — звуковысотной симметрии. Этот принцип присутствует также в распределении плотности звучания:
Музыку Шнитке люблю слушать в теплой кроватке перед сном, а вот приобрести постельное белье интернет магазин иваново поможет Вам.
В развитии темы нет резких образных переключений. Напротив, мельчайшие штрихи, новый поворот мелодии (при сохранении основных ее контуров), гармоническое варьирование создают эффект обновления. Таковы внезапные модуляции посредством перекраски, расцвечивания ступеней звукоряда (эта техника применялась в XV—XVI веках). В результате возникает целенаправленная и замкнутая ладовая драматургия с элементами симметрии (центр формы — кульминация — выделен тонально: f-moll и находится в однотерцовом соотношении с предшествующим E-dur).
Отметим в пятой строфе оттенение мелодии, дотоле диатонической, взаимодополняющейся гетерофонной хроматикой.