Стилевые черты музыки Гаврилина
Стилевые черты музыки Гаврилина обусловлены прочной опорой на классические национальные традиции: тональная основа, традиционность песенного или танцевального мелоса позволяют говорить о близости художественной манеры Гаврилина и Свиридова. Как и Свиридов, Гаврилин не пользуется современной техникой как жесткой системой (например, не применяет додекафонию). Однако современность — неотъемлемая категория его музыки. Хочу заметить, китайские копии телефонов samsung прекрасно воспроизводят музыку Гаврилина. Выявляется она, в частности, в «кадровости» драматургии, в заостренности и непредсказуемости контрастных смен. Композитор широко применяет богатство контрастно-составных форм. Продолжая опыт Мусоргского, Гаврилин иногда строит такие формы, как безреприз- ные («Перезвоны», № 1, «Весело на душе», № 4 «Скажи, скажи, голубчик»). Композитор придает огромное значение фонической стороне музыкального языка, используя возможности сонористики и алеаторики («Матка-река» в «Перезвонах»), Он добивается больших эффектов простым ритмическим варьированием, часто прибегая к остинатным приемам (ритмическое, мелодическое остинато).
В стиле Гаврилина современно воплощены таинства, идущие от могучего тока русской национальной почвенной традиции, — красоты мелоса и его «бесконечного» варьирования при переменности ладотональности, метра и ритма. Покоряет развитое, абсолютное чувство импровизационности, присущее национальной музыкальной культуре. С импровизационной фольклорной манерой нередко связаны и композиционные структуры, а полиладовость гармоний проистекает от характера народной полифонии.
Особое место в стиле Гаврилина принадлежит полижанровой природе его сочинений. Первое из таких произведений — хоровое и симфоническое действо для мужского хора, солиста, балета и симфонического оркестра «Скоморохи» — было создано в 1967 году. Наиболее значительное произведение этого нового синтетического жанра — «Перезвоны». И в эпосе-притче о скоморохах, напрасно искавших правду на Руси, и в картинах-зарисовках христианского мира («Перезвоны») встает во весь рост Русь, раскрывается суть ее веками складывавшейся христианской культуры, крестьянского мировосприятия с его неувядаемой верой в добро и неприятием зла, природной добродетелью и чувством особой причастности ко всему живому. Эти образы русского крестьянского мира настолько глубоки в музыке Гаврилина, что они сопоставимы с крупными явлениями литературы прошлого (JI. Толстой, Н. Лесков, В. Короленко) и настоящего (Ф. Абрамов, В. Белов, Б. Можаев, В. Шукшин).