Молодой композитор В. А. ГАВРИЛИН
Лучшие произведения ленинградского мастера Валерия Александровича Гаврилина крепкими узами связаны с национальной традицией. Уроженец древнего вологодского края, он уже своими ранними сочинениями принес в музыку 60-х годов истинность высокой простоты, редкую для наших дней сочность, подлинность мелодического языка. Композитор нечасто выступал в эфире, в прессе, был скромен, занимаясь только творчеством, намеренно избегая суеты повседневности. Он рано ушел от нас. И его подлинное признание — впереди.
Однако высказывания композитора о смысле творчества, о духовном в музыке и человеческой жизни всегда определенны. Гаври- лин, как и Свиридов, в своих творческих и человеческих позициях «никогда не изменял себе, как будто даже и не искал себя, не сомневался — он просто сразу был таким, каким пришел в мир, был вылеплен сразу. Будто истина ему уже известна. И его не мучили сомнения, а он лишь мучительно преодолевал то, что было на пути к ней».
О молодом композиторе заговорили в середине 60-х годов с появлением его вокального цикла «Русская тетрадь». Яркость, глубинное постижение народно-песенных национальных традиций, особая сила убежденности стали притягивать к музыке Гаврилина все большее внимание.
В 60—70-х годах творчество композитора развивалось в русле вокальных, а также вокально-симфонических жанров: вокальные циклы «О любви» на слова В. Шефнера, три «Немецкие тетради» на стихи Г. Гейне, вокальный цикл «Вечерок» на стихи современных поэтов, А. Шульгиной и Гаврилина, вокально-симфоническая поэма «Военные письма».
/>