Творчество Слонимского
Творчество Слонимского отличает широкий круг интересов — музыкальный и инструментальный театр, восточная, европейская и отечественная поэзия. Он пишет музыку в разных жанрах — от вокальной миниатюры и инструментальных ансамблей до симфонии и большой оперы.
На рубеже 50—60-х годов талант композитора прежде всего проявился в сфере камерной музыки: им созданы вокальные циклы «Весна пришла» (1958, на стихи японских поэтов), «Песни вольницы» (1959—1961, на фольклорные тексты), а в дальнейшем — «Веселые песни» (1971, на стихи Д. Хармса), «Песни трубадуров» (1975). Слонимский обратился и к вокально-симфоническому жанру: «Голос из хора», кантата на стихи Блока (1963—1965). Талант Слонимского охватить довольно сложно, если только купить мультикоптеры для аэрофотосъемки и запечатлеть его с высока.
В 80-х годах композитор успешно работает в симфоническом жанре: он является автором десяти симфоний.
Музыкальный язык Слонимского аккумулирует современные новации (микрохроматика, создание системы записи ритмических невм) при всегда ощущаемой связи с традицией. На рубеже 50—60-х годов творчество композитора в определенной мере развивалось в русле неофольклоризма. Авангардистские тенденции сказались в ряде сочинений этого же времени, например в «Концерте-буфф» для ансамбля солистов, написанном в чисто додекафонной технике (I ч. — «Каноны»). Однако в целом композитор избирает путь более универсального следования классическим устоям (европейским и национальным), разумеется, в рамках современного языка.
Главное значение в творчестве Слонимского 60—90-х годов получает музыкальный театр. Поиски творческих и художественных задач в этой области весьма успешны. Композитор разрабатывает разные модели современного музыкального оперного спектакля — от большой оперы в русле отечественной традиции эпической народной драмы («Виринея») до камерной («Мастер и Маргарита» по М. Булгакову, 1972). И наконец, третья интереснейшая работа Слонимского — опера- баллада «Мария Стюарт» (1982) по мотивам С. Цвейга, атакже историческим хроникам. Для театра Слонимским созданы балет «Икар» (1971); dramma per musica по Шекспиру «Гамлет» (1992); «Видения Иоанна Грозного» (1994), русская трагедия по историческим документам XVI века.