Тринадцатая симфония Шостаковича
1962 год совпадает с активной работой над Тринадцатой симфонией. Целостный замысел симфонии сложился не сразу. В марте композитор написал самостоятельное хоровое произведение «Бабий яр» на стихи Е. Евтушенко, опубликованные в «Литературной газете». Идея продолжить работу связана со сборником «Взмах руки» молодого поэта. Композитор отобрал стихотворения «Юмор», «В магазине», «Карьера» и при этом почувствовал необходимость познакомиться с поэтом. Отбор стихотворений поразил Евтушенко своей разноликостью. Поэт ясно ощущал несовместимость их: «реквиемность „Бабьего яра“ с публицистическим выходом в конце и щемящую простенькую интонацию стихов о женщинах, стоящих в очереди, ретроспекцию всем памятных стихов с залихватскими интонациями „Юмора“ и „Карьеры». Шостакович же, наоборот, чутко ощутил внутреннюю общность стихотворений как исповедь одного человека, страстно повествующего о разных сторонах нашей прошлой и настоящей жизни, с гневной публицистической беспощадностью рисующего разгул «черной сотни», фашистских молодчиков, ратующего за бессмертный юмор («он — мужественный человек»), сострадающего тяготам каждодневной жизни, клеймящего всякого рода приспособленчество. Вероятно, понимая некоторую приземленность сюжета стихотворения «В магазине», легшего в основу медленной части, композитор заказал поэту еще одно стихотворение, могущее стать в симфонии публицистическим размышлением. Так родились «Страхи», первоначально названные Евтушенко «Заклятье». Постепенно сложился пятичастный цикл, организованный по принципу привычного для композитора четырехчастного цикла: начальное Adagio, Allegro («Бабий яр»), скерцо («Юмор»), Largo («В магазине», «Страхи») и финал («Карьера»).
Премьера состоялась в декабре 1962 года. Отклики в печати были критическими, но в кругу друзей, композиторов признание было полным и восторженным.
Судьба Тринадцатой симфонии оказалась трудной. В 1964 году она не исполнялась нигде. Однако для композитора это было одно из любимых произведений. Свидетельство особой привязанности — ежегодное празднование Шостаковичем двух дат: 12 мая — премьеры Первой симфонии и 20 мая — окончания Тринадцатой.