Новые замыслы и последнее сочинение Шостаковича
У Шостаковича возникают новые замыслы, среди них цикл на стихи Вознесенского. Шостакович рассказал поэту план «нового своего произведения, которое в уме уже написал, на темы семи… стихотворений, среди которых были „Плач по двум нерожденным поэмам“, „Порнография духа“ и др.». Замысел не был реализован.
В апреле 1975 года Нестеренко исполнил оркестровую версию «Песни о блохе» Мусоргского, сделанную Шостаковичем (из музыки к кинофильму 30-х годов «Приключение Корзинкиной»), В то же время были закончены и «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» на слова из романа Достоевского «Бесы». Премьера состоялась 10 мая в Малом зале консерватории. Это был последний концерт, на котором присутствовал автор.
Летом у композитора созрел замысел Сонаты для альта и фортепиано о, завершившей цикл сонат для струнных инструментов с фортепиано (виолончельная — 1934, скрипичная — 1968, альтовая — 1975).
Работу над произведением Шостакович начал под Москвой, в Жуковке Сначала были написаны две части, в характере новеллы и скерцо В I части композитор использовал цитаты из «Казни Степана Разина», интонации из Пятой симфонии Почти вся II часть построена на материале оперы «Игроки» (вступление, часть диалога Алексея и Гаврюшки и т д), а также теме из ранней Сюиты для двух фортепиано, посвященной памяти отца
Финальное Adagio — наиболее протяженная часть, — как и в Пятнадцатой симфонии, притягивающее к себе все предшествующее развитие музыки Эта часть была написана за два дня В ней использованы интонации I части «Лунной сонаты» Бетховена (незримое посвящение великому композитору, тоже измученному, но не сломленному болезнью)
Корректорская правка проводилась в больнице Здесь композитор в последний раз посмотрел экземпляр сонаты и отослал ноты Ф С Дружинину — первому исполнителю произведения, которому оно и посвящено
Альтовая соната стала последним сочинением Шостаковича.
9 августа 1975 года композитор скончался. Похороны состоялись
14 августа на Новодевичьем кладбище в Москве.
Чем дальше время отделяет нас от жизни этого замечательного музыканта, тем больше мы осознаем масштаб его дарования и величие осуществленных им дел. Шостакович обновил все музыкальные жанры, к которым прикоснулся в творчестве, и переосмыслил всю поэтику музыкально-выразительных средств. Но значение его не только в ярком новаторстве Шостакович был великим музыкантом и великой личностью. Поэтому его музыка — страстный и бесценный документ музыкальной культуры XX века, летопись своего времени со всеми неслыханными его противоречиями Она вся — образец страстного протеста против жестокости и беззакония, несправедливости и насилия, деспотизма, мещанского благополучия и самоуспокоенности. Она не оставляет равнодушным слушателя, всегда будит мысль и будоражит душу в страстном сопереживании прошлому, заставляя по-новому осознать и настоящее.