Арам Ильич Хачатурян

Пятнадцатый квартет Шостаковича

 Шостакович

Пятнадцатый квартет (1974) ми-бемоль минор венчает собой квартетное творчество композитора и потому занимает осо­бое место. Подобно «Афоризмам», Второму и Одиннадцатому квар­тетам, он объединяет жанрово контрастные части: мрачно-сдержан­ную «Элегию», причудливо-острую «Серенаду», речитативно-дек­ламационное «Интермеццо», лирический «Ноктюрн», трагический «Траурный марш» и завершающий «Эпилог». Но, подобно Восьмо­му или Одиннадцатому квартетам, все его части идут без перерыва, объединяясь единым медленным темпом и скрепляясь начиная с

II части тематически подготовками-предтечами последующей час­ти. «Эпилог» методом реминисценций тематического материала все­го цикла сводит его к некоему единству, поданному в трагическом аспекте.

Квартет стилистически обобщает творческие поиски компози­тора. Строгая диатоника характерна для начальной «Элегии», в ко­торой имитационная главная партия не содержит ни одного случай­ного знака (подобно ми-минорной прелюдии 30-х годов и до-мажорной «белой» фуге). До предела здесь доведен метод мелодического «прорастания», интонационного обновления: каждый из «ответов» все меньше сохраняет облик исходного прототипа. Вместе с тем и

I часть проходит в развитии этап хроматизации. «Серенада» и по­следующие части используют технику двенадцатитоновых рядов в полном и частично усеченном виде, сочетая ее с элементами диато­ники. По поводу обновления своих выразительных средств компо­зитор неоднократно высказывался в печати. Например, о додекафо­нии и алеаторике он писал, что «использование… элементов этих сложных систем вполне оправдано, если оно диктуется мыслью со­чинения».

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления