Яркая индивидуальность квартетов Шостаковича
Каждый из квартетов обладал яркой индивидуальностью замысла. Неустанно велись поиски в драматургии цикла и его структуры. Последние квартеты Шостаковича начиная с Девятого содержат разное количество частей: Девятый — пять, Десятый — четыре, Одиннадцатый — семь, Двенадцатый — две, Тринадцатый — одну, Четырнадцатый — три и Пятнадцатый — шесть.
Индивидуально решается и инструментовка квартетов, подчеркивающая преобладание того или иного инструмента — «героя» ансамбля и проясняющая посвящение. Так, одно из наиболее насыщенных по развитию, «симфоничных» произведений, Двенадцатый квартет (подобно Третьему, Пятому, Девятому) еще косвенно отражает посвящение Цыганову (сам Цыганов считал, что в нем подчеркивалась как бы сущность его музыкальной натуры, его вкус), но важно и то, что в начале квартета в течение тридцати трех тактов играют только три инструмента (без второй скрипки), как бы подчеркивая: после смерти В. П. Ширинского осталось трое исполнителей и «входит четвертый» (Н. Н. Забавников). В инструментовке Тринадцатого квартета очень важна роль альта, соло которого «открывает» и «завершает» квартет. В Четырнадцатом велика роль виолончели, но много и дуэтов виолончели с первой скрипкой, показывающих, что из старого состава исполнителей осталось уже двое. Кроме того, в финале квартета использована цитата из оперы «Катерина Измайлова» — «Сережа! Хороший мой!» и многократно повторяется зашифрованная в звуках монограмма имени Ширинского Сережа: dis [es] е d е ga проясняющие посвящение квартета С. Ширинскому.