Арам Ильич Хачатурян

Яркая индивидуальность квартетов Шостаковича

 Шостакович

Каждый из квартетов обладал яркой индивидуальностью замыс­ла. Неустанно велись поиски в драматургии цикла и его структуры. Последние квартеты Шостаковича начиная с Девятого содержат раз­ное количество частей: Девятый — пять, Десятый — четыре, Один­надцатый — семь, Двенадцатый — две, Тринадцатый — одну, Че­тырнадцатый — три и Пятнадцатый — шесть.

Индивидуально решается и инструментовка квартетов, подчер­кивающая преобладание того или иного инструмента — «героя» ансамбля и проясняющая посвящение. Так, одно из наиболее насы­щенных по развитию, «симфоничных» произведений, Двенадцатый квартет (подобно Третьему, Пятому, Девятому) еще косвенно отра­жает посвящение Цыганову (сам Цыганов считал, что в нем подчер­кивалась как бы сущность его музыкальной натуры, его вкус), но важно и то, что в начале квартета в течение тридцати трех тактов играют только три инструмента (без второй скрипки), как бы под­черкивая: после смерти В. П. Ширинского осталось трое исполни­телей и «входит четвертый» (Н. Н. Забавников). В инструментовке Тринадцатого квартета очень важна роль альта, соло которого «от­крывает» и «завершает» квартет. В Четырнадцатом велика роль вио­лончели, но много и дуэтов виолончели с первой скрипкой, показы­вающих, что из старого состава исполнителей осталось уже двое. Кроме того, в финале квартета использована цитата из оперы «Кате­рина Измайлова» — «Сережа! Хороший мой!» и многократ­но повторяется зашифрованная в звуках монограмма имени Ширин­ского Сережа: dis [es] е d е ga проясняющие посвящение квартета С. Ширинскому.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления