Творческая активность Шостаковича
Творческая активность композитора все в большей степени оказывается зависимой от пошатнувшегося здоровья. Длительное лечение в больницах требовало самоограничения во всем. В марте 1968 года состоялись последние занятия с аспирантами в Ленинградской консерватории, в начале мая Шостакович объявляет, что не может работать первым секретарем Союза композиторов РСФСР. Однако он остался секретарем правления и сохранил все другие общественные обязанности, которых было предостаточно, то есть практически живет прежней активной творческой жизнью: помогает всем, кто нуждается в его помощи, много выступает в печати.
С конца 60-х годов камерное творчество выходит на первый план: четыре квартета и две сонаты созданы с 1968 по 1975 год. К ним естественно примыкает и Четырнадцатая симфония: камерные жанры отвечают душевному настрою композитора в эти годы, тонко передавая все изгибы его душевных движений и самоанализа.
Еще после Седьмого квартета (1960) композитор объявил Д. М. Цыганову о своем желании написать цикл из двадцати четырех квартетов во всех тональностях. Кроме того, после кончины В. П. Ширинского и отхода по состоянию здоровья от исполнительской деятельности В. В. Борисовского Шостакович очень обеспокоен тем, как, постепенно обновляя состав, сохранить квартет им. Бетховена, с которым он был творчески связан. Одиннадцатый квартет (посвящен В. П. Ширинскому) открыл череду квартетов, посвященных персонально каждому из участников первого состава этого коллектива: Двенадцатый квартет (1968) — Д. М. Цыганову (первая скрипка), Тринадцатый (1970) — В. В. Борисовскому (альт), Четырнадцатый (1973) — С. П. Ширинскому (виолончель).