Шостакович 1959 — 1960 года
К 1959 году относится сочинение четырехчастного Первого виолончельного концерта, посвященного первому его исполнителю М. Л. Ростроповичу, а также новая редакция и оркестровка «Хованщины» Мусоргского. Не надеясь в ближайшее время увидеть свою редакцию «Хованщины» на оперной сцене, Шостакович осуществил ее для киноварианта. Успех фильма «Хованщина» на экране разрушил стереотип о невозможности полноценного исполнения авторской версии оперы. Осенью 1959 года Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова осуществил постановку оперы «Борис Годунов» в инструментовке Шостаковича, а через год и оперы «Хованщина» в его же редакции и оркестровке.
Насыщенным был 1960 год. Начало его прошло в интенсивной подготовке первого учредительного съезда Союза композиторов РСФСР, созданного при деятельном участии Шостаковича. Композитор выступал на съезде, был избран в состав правления, а на первом его заседании — первым секретарем правления Союза композиторов РСФСР.
Много было написано новой музыки: два квартета — небольшой Седьмой (памяти Н. В. Шостакович, к ее пятидесятилетию),
Восьмой (памяти жертв фашизма и войны), вокальный цикл «Сатиры» («Картинки прошлого») на стихи Саши Чёрного, музыка к кинофильму «Пять дней — пять ночей» и «Новороссийские куранты» для мемориала на Площади героев в Новороссийске.