Арам Ильич Хачатурян

Полистилистика в коллажных сочинениях Шнитке

Полистилистика в коллажных сочинениях Шнитке шнитке

Поначалу в коллажных сочинениях полистилистика выдвинула на первый план эффект несовместимости. Полистилистика буквально потрясла слушателей в этапной для Шнитке Первой симфонии. Но «драматургия шока» в столкновении разных стилей и жанров не могла действовать долго. Вскоре вместо столкновения стилей пришло их взаимодействие (симбиоз). Новое в стиле Шнитке выкристаллизовалось в Реквиеме и квинтете. (Признаки этого метода очевидны в более раннем сочинении — Concerto grosso № 1.)

Друзья, если Вам нужно абонентское юридическое обслуживание, Вас ждет данная ссылка. Именно в Реквиеме и Фортепианном квинтете нашли концентрированное выражение характерные черты четвертого периода творчества. Далее и в других сочинениях середины — конца 70-х годов — Третьем скрипичном концерте, Виолончельной сонате — отразились принципиально иные устремления композитора, резко отличающиеся от поисков предыдущих лет. «Здесь мне хотелось, — говорил А. Шнитке на авторском вечере перед исполнением квинтета, — найти единство различных манер, различных стилей, различных техник. Здесь и тональные темы, и последования трезвучий, здесь есть и хроматические темы, и микроинтервалика; нет, правда, двенадцатитоновых серий, но есть этот интонационный пласт тоже…»

Полистилистика стала универсальным композиционным средством для Шнитке и его современников — С. Слонимского, Р. Щедрина. Она вновь ввела в обращение неисчерпаемое богатство музыкальных языков и диалектов. Так, произведения Шнитке 70-х годов демонстрируют гигантский охват жанров и стилей: григорианские песнопения — подлинные хоралы и квазицитаты (Вторая симфония, Реквием), целая панорама ассоциаций со стилем немецкой классической музыки (Третья симфония), «Moz — Art», жанровые и интонационные модели барочного концерта (Concerto grosso № 1), знаменный распев (Второй квартет), чакона и инструментальная ария (Виолончельная соната № 1), гимн («Гимны», № 1—4; отголоски бытовой музыки, современной маскультуры и джаза (Первая симфония, Реквием, Concerto grosso № 1). При этом главное для Шнитке — не игра в звуковые комбинации, не повторение уже сказанного, не скованное жесткими рамками творчество — он волен говорить не только своими словами, но и свободно, попросту высказывая пережитое. Контакт с музыкой прошлого осуществляется прежде всего через интонацию и воспроизведение интонационной логики разных эпох.

За интенсивным «наверстыванием» и освоением новых техник последовало «встраивание» авангардных изобретений в область традиции. Такой поворот был обусловлен общей эволюцией современной музыки (Берио, Штокхаузен, Пендерецкий, Ноно).

Одним из центральных драматургических средств по-прежнему является метод стилистических противопоставлений и в произведениях 80-х годов. Тема девальвации художественных ценностей, заявленная в Первой симфонии и Concerto grosso № 1, вновь звучит с большей яркостью в кантате «История доктора Иоганна Фауста» (1983) и Концерте для альта с оркестром (1985).

Это удивительно, но больше половины своих сочинений Шнитке написал в последние 13 лет жизни. Он сочинял до последнего времени, даже когда был тяжело болен (композитор перенес несколько инсультов).

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления