Арам Ильич Хачатурян

Массовая песня 20-х годов

Массовая песня 20-х годов

Итак, песня продолжала оставаться основным исходным материалом — для музыкального творчества всех типов (фольклорного, самодеятельного, профессионального). Конечно, особое влияние оказывала она на развитие хоровой культуры.

Массовая песня 20-х годов была по преимуществу хоровой, рассчитанной на коллективное исполнение на митинге, демонстрации, в походе и на экскурсии, в кульминациях и финалах представлений агитационного театра и массовых действ под открытым небом. Участник Производственного коллектива студентов-композиторов Московской консерватории А. Копосов вспоминал: „Массовой песней тогда считалась песня, исполняемая массой поющих, без всякого сопровождения и в любых условиях… И сами песни не были унисонными. Их мелодии при своем зарождении были рассчитаны автором на многоголосное хоровое изложение. Такими и были многие песни Давиденко”. В этой определяющей жанрово-стилистической черте массовой песни 20-х годов слились особенности общественной жизни, разнообразные традиции бытового хорового пения, практика регулярных музыкальных спартакиад и олимпиад, на которых выступали огромные объединенные оркестровые и хоровые коллективы, восприятие революции многими композиторами как великого всенародного подвига, классические традиции русской и зарубежной музыки, в том числе „массово-праздничной” музыки эпохи Великой французской революции. Одним из вьющих художественных выражений этого синтеза стала Шестая симфония Мясковского (1923) с обильным использованием хорового склада оркестровой фактуры, французских революционных песен „Карманьола”, и русского духовного стиха „О расставании души с телом” в финальном хоре-реквиеме.

По-прежнему большое место занимали хоровые обработки революционных и народных песен в творчестве А. Кастальского, Д. Васильева-Буглая, А. Пащенко, А. Александрова; украинцев М. Вериковского и Ф. Козицкого; белорусов Н. Чуркина, А. Туренкова, Г. Пукста; Р. Меликяна, А. Спендиарова, А. Тер-Гевендяна (Армения); Ф. Павлова (Чувашская АССР), И. Палантая, Я. Эшпая (Марийская АССР). Тысячи обработок созданы хормейстерами, руководителями профессиональных и самодеятельных коллективов.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления