Арам Ильич Хачатурян

Творческая активность Шостаковича

 композитор

Творческая активность композитора все в большей степени ока­зывается зависимой от пошатнувшегося здоровья. Длительное ле­чение в больницах требовало самоограничения во всем. В марте 1968 года состоялись последние занятия с аспирантами в Ленинградской консерватории, в начале мая Шостакович объявляет, что не может работать первым секретарем Союза композиторов РСФСР. Однако он остался секретарем правления и сохранил все другие обществен­ные обязанности, которых было предостаточно, то есть практичес­ки живет прежней активной творческой жизнью: помогает всем, кто нуждается в его помощи, много выступает в печати.

С конца 60-х годов камерное творчество выходит на первый план: четыре квартета и две сонаты созданы с 1968 по 1975 год. К ним естественно примыкает и Четырнадцатая симфония: камерные жан­ры отвечают душевному настрою композитора в эти годы, тонко передавая все изгибы его душевных движений и самоанализа.

Еще после Седьмого квартета (1960) композитор объявил Д. М. Цыганову о своем желании написать цикл из двадцати четы­рех квартетов во всех тональностях. Кроме того, после кончины В. П. Ширинского и отхода по состоянию здоровья от исполнитель­ской деятельности В. В. Борисовского Шостакович очень обеспоко­ен тем, как, постепенно обновляя состав, сохранить квартет им. Бет­ховена, с которым он был творчески связан. Одиннадцатый квартет (посвящен В. П. Ширинскому) открыл череду квартетов, посвящен­ных персонально каждому из участников первого состава этого кол­лектива: Двенадцатый квартет (1968) — Д. М. Цыганову (первая скрипка), Тринадцатый (1970) — В. В. Борисовскому (альт), Четырнадцатый (1973) — С. П. Ширинскому (виолон­чель).

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления