Арам Ильич Хачатурян

Третья часть Первой симфонии Шостаковича

III часть симфонии (Lento, ре-бемоль мажор), как и II часть, основана на сопоставлении нескольких контрастных тем, но образные сферы ее принципиально иного плана, чем в двух первых частях. Первая тема этой части глубоко лирична. Жанровую основу ее можно определить как ноктюрн. С жанром ноктюрна роднит ее широта дыхания мелодии, тембровое лирическое воплощение: гобой, виолончель, скрипка, унисоны струнных и деревянных духовых с выразительным подголоском у валторн, наконец, сама «ноктюрновая» тональность ре-бемоль мажор:

 

Контраст главных тем III части — это контраст искреннего высказывания и эмоциональной сдержанности, субъективной непосредственности и объективизированного рационального осмысления. Именно известную объективность придают теме среднего раздела жанровые ее черты: подчеркнутая риторичность декламации сообщает теме особую патетику высказывания, пафос, а мерная поступь траурного марша — сдержанность, суровость.

Большая размеренность, структурная квадратность темы здесь воспринимаются как четкость процесса осознания. В теме нет ничего лишнего; каждый шаг, каждая интонация строго выверены, каждый элемент ясен. Сама тема — не столько процесс размышления, сколько результат этого процесса, четко сложившийся и отстоявшийся.

Между этой темой и «ноктюрновой» нет коренного противопоставления. Экспозиционные проведения обеих тем исполняются одним и тем же инструментом (гобоем). Эти темы противопоставлены теме-кличу, воплощающей образ объективной роковой силы, романтического фатума, вторгающегося в развитие как первой, так и второй темы и образующей как бы второй план в драматургическом развитии III части симфонии. Не случайно каждая из основных 68 тем части или завершается или предвосхищается зловещим звучанием этого мотива, вносящего внутреннюю взрывчатость в тематизм и управляющего ходом его преобразований. Этим мотивом вызваны образные изменения главных тем в коде (ц. 20), где они звучат в контрапункте, точно сохраняя свою звуковысотную сторону. Характер же тем изменяется. Краски сгущены, омрачены. Главенствующей здесь можно назвать тему среднего раздела, звучащую более отчетливо и привычно для слуха у засурдиненной трубы (в этом тембре она уже проводилась в репризе средней части — ц. 12). Первая тема существенно изменена, приобретая в низком регистре виолончелей и контрабасов мрачный и суровый облик.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления