Арам Ильич Хачатурян

Сильнейшее качество композитора ШОСТАКОВИЧА

Сильнейшее качество композитора — симфонизм, а определя­ющим в расцвете симфонизма как творческого метода всегда были дух времени, атмосфера эпохи, мысли и чувства миллионов. Ведь главный носитель этого метода — симфония способна обобщенно воплотить самые разнообразные жизненные коллизии в их слож­нейшем переплетении. «…Симфония — развитие, а значит — жизнь, — писал Б. В. Асафьев. — Тема или темы — вспышки энер­гии, сконцентрированные мысли и концентрированная эмоция — неразрывно спаяны с развитием как состоянием музыки, и сами — развитие».

Неодолимая сила музыки Шостаковича в ее социальной значи­мости и «современности, понимаемой в расширенном смысле, то есть резюмирующей прошлое», несущей в себе опыт предыдущих поколений, всей предшествующей культуры и в силу своей духовной мощи «далеко заглядывающей в будущее».

Если бетховенский гений воплотил достижения симфонизма пе­риода венского классицизма, произведения Чайковского — русской музыки второй половины XIX столетия, то симфонизм Шостакови­ча стал одной из вершин мирового симфонизма XX века.

Пятнадцать симфоний Шостаковича — это пятнадцать разных по масштабу, образному строю музыкальных драм, повествующих об авторе и его времени. В каждой из них необычайно полно про­явилось прирожденное качество Шостаковича, уникального драма­турга и режиссера: как бы на глазах у слушателей создает он музыкальный тематизм своих произведений, а затем незримо и властно управляет всем потоком свободно льющегося звукового материала, безошибочно возводя целостное, совершенное по архитектонике здание.

Господство руководящей идеи, целого над частями и общего над деталями — обнаружение не только признаков характерного для Шостаковича дедуктивного метода драматургии, но и типичного для XX века качества музыки, утверждающего «примат мысли над все­ми другими проявлениями человеческого духа… Иногда кажется, что еще не было музыки, в которой человеческий ум, его сила сказыва­лись бы так ярко. Музыка мысли, музыка умная насквозь — это вов­се не значит — сухая, как думают некоторые наивные люди».

Но музыке Шостаковича чужд холодный рационализм, как и келейная замкнутость, рафинированность. Ее автор широким взгля­дом смотрит на мир. Поэтому его музыка «с одинаковой силой ото­бражает и внутренний и внешний мир человека. Наряду с торже­ственными монологами, с песнями, которые, пожалуй, со времен Бетховена так не звучали в музыке, наряду с философской созерца­тельностью (буквально „слышишь» напряжение мысли), наряду с глубокой сосредоточенной скорбью сколько ликования, веселья, юмора, сколько задора, сколько „улицы“, „толпы“ в этой музыке! Рядом с жалостью — насмешка, рядом с нежностью — едкое остро­умие. Да, все это именно так и бывает у людей…»

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления