Арам Ильич Хачатурян

Самодеятельное искусство 20-х годов

Самодеятельное искусство 20-х годов

Самодеятельное искусство 20-х годов сформировало обширное поле гибридных музыкально-зрелищных форм, прочно опиравшихся на массовые творческие навыки и обладавших большим зарядом „синтетической энергии”. Песенно-хоровые инсценировки, литературно-музыкальные исторические хроники, школьные и детские оперы, эстрадные „оратории”, „политоперетты”, возрождение песенных форм фольклорного театра (инсценировки узбекского лапара, русской свадьбы, чувашских и мордовских обрядов) — все это питало профессиональные поиски в оперно-балетном жанре, составляло прочную основу для существования оперы как массового, бытового явления.

I Деятельность ведущих музыкальных театров страны — Большого (ГАБТ), Ленинградского государственного академического театра оперы и балета, Ленинградского государственного академического Малого оперного театра (МАЛЕГОТ), оперной студии им. К. Станиславского, музыкальной студии В. Немировича-Данченко, оперных театров Харькова, Киева, Одессы, Тбилиси — отличалась необычайной активностью. Наряду с европейской, русской и национальной классикой постоянно ставились новинки современной музыки: „Любовь к трем апельсинам” С. Прокофьева, „Воццек” А. Берга, „Прыжок через тень”, и „Джонни наигрывает” Э. Кшенека. Впервые на русской сцене появляются балеты И. Стравинского: „Петрушка” (1920), „Жар-птица” (1921), „Пульчинелла” (1926), а также „Байка про лису, петуха и барана” (1927).

Музыкальный театр тех лет был в значительной степени „режиссерским театром”. Крайним выражением диктата режиссера было его активное вмешательство в музыкально-литературный текст оперы.

Перестановки сцен, обширные купюры, включение фрагментов „чужой” музыки, наконец прямая переделка („пере- текстовка”) классических произведений сделали проблему „осовременивания классики” одной из постоянных тем критических дискуссий тех лет. В прессе закрепилось выражение „классика дыбом”. Известны попытки антирелигиозной трактовки „Фауста” Гуно (ГАБТ, 1924, режиссер В. Лосский), „политизации” „Севильского цирюльника”, „Псковитянки”, „Сказания о невидимом граде Китеже”. Особо выделялась „перелицо- вочная” деятельность режиссера МАЛЕГОТа Н. Виноградова, который превратил „Тоску” в „Борьбу за коммуну”, а „Гугенотов” в „Декабристов”.

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления