Арам Ильич Хачатурян

Роман­сы Шостаковича посвященные близким друзьям

В период больших хлопот по организации и помощи в исполне­нии Седьмой симфонии, регулярной занятости в Союзе композито­ров Шостакович работает над оперой «Игроки» на неизменный текст Гоголя, замышляя произведение в характере своего оперного пер­венца как «театрально-музыкальную симфонию». Но опера не была закончена. Причину автор объяснил так: «Я неправильно стал пи­сать эту оперу. Решил писать на неизменный текст Гоголя, не опус­кая ни одного слова. И когда я написал примерно страниц десять гоголевского текста, оказалось, что это уже идет у меня пятьдесят минут. А там оставалось страниц тридцать».

Создаются романсы на стихи У.Ролея, Р.Бёрнса, У Ш е к с п и р а, ор. 62, для баса. Этот цикл раскрыл очень важную черту творчества Шостаковича — его исповедальность. Контраст­ная структура, отсутствие сюжетной связи между романсами при огромной внутренней логике и единстве характеризуют цикл. По­следовательность отдельных романсов подобна инструментальному циклу: вступительное философское умно ироничное «Сыну», нежно трогательная песнь о любви «В полях под снегом», контрастное гро­тесковое скерцо «Макферсон перед казнью», лирическое скерцо-ин­термеццо «Дженни», трагически просветленное Largo — «Сонет 66»

Шекспира и далее неоднозначный «Королевский поход», заключа­ющий весь цикл, но не снимающий внутреннего напряжения от осоз­нания его содержания. О многом говорят посвящения этих роман­сов близким друзьям: А. Т. Атовмяну, Н. В. Шостакович, И. Д. Глик- ману, Г. В. Свиридову, И. И. Соллертинскому и В. Я. Шебалину.

Вероятно, и автору этот цикл был очень дорог. Он его оркестро­вал (1943). В 70-е годы в связи с оркестровкой поздних вокальных циклов на стихи Марины Цветаевой и Микеланджело Буонарроти композитор сделал еще одну оркестровую редакцию цикла, умень­шив состав до камерного.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления