Арам Ильич Хачатурян

Роль вступления в драматургии Первой симфонии Шостаковича

Вступление играет важную роль в драматургии всей I части симфонии. Его образ выступает в значении едва ли не главного лица «спектакля», в роли Ведущего («от автора») и своего рода режиссера всех «сценических перипетий» внутри этой части. Подобно затейнику, он открывает представление (фанфара трубы призывает к вниманию слушателей), а в конце I части лукаво прощается со зрителем. Более тусклый (чем у трубы) и «усталый» тембр кларнета, который исполняет эту тему в заключении, звучит и успокаивающе (как бы убеждая в условности всех предыдущих «событий», снимая серьезность предшествующего драматизма) и одновременно настороженно, точно не досказывая всего до конца и намекая на скорое продолжение действия.

Как Ведущий, тема вступления «представляет» главных персонажей «спектакля», проходя перед каждой из тем экспозиции, а также комментирует и направляет ход событий.

Важен характерный призывно-повелительный тембр трубы, хорошо сочетающийся с драматургической ролью темы как режиссера событий.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления