Арам Ильич Хачатурян

Реквием Шнитке

Реквием Шнитке композитор

В 1972 году Шнитке начал работу над Реквиемом. Тяжело было перенести смерть самого близкого человека—матери, Марии Иосифовны Фогель. Желание написать произведение ее памяти было очень сильным, однако идея вызревала долго. Реквием создавался параллельно с Фортепианным квинтетом (1972—1976) и был вначале задуман как финал этого произведения — инструментальный реквием. Однако вокальная природа материала все более диктовала смену жанрового решения.

Замечу, некоторые концертные залы оповещают население о концертах таким способом как рассылка sms через интернет, что весьма удобно. Толчком к реализации замысла явился заказ Театра им. Моссовета на музыку к спектаклю по драме Шиллера «Дон Карлос». Постановщики решили соединить развитие драматического действия со звучанием «невидимой заупокойной мессы», части которой составили бы параллель действию. Шнитке предложил Реквием и сосредоточился на его написании, отложив на время квинтет.

Композитор стремился к тому, чтобы в сочинении было сочетание того, что «удовлетворило бы любимого человека и того, что стремился выразить сам композитор», вечного и современного. «Два времени пересекаются в этом сочинении, но не суммируются. Это вечное время мессы и это время этого времени», — говорит Шнитке.

Реквием, оконченный композитором в 1975 году, стал этапным сочинением в эволюции его творчества. В нем кристаллизуется новое в музыкальном языке композитора: музыкальная речь стала более ясной и демократичной и одновременно контрастной, эмоционально яркой, богато ассоциативной. Занимая рубежное положение в творчестве Шнитке, Реквием демонстрирует изменение стилистической позиции автора. В ее основе — органичное единство старого и нового, взаимопереплетение различных манер, различных стилей и техник. Иностилистические явления поддаются вычленению и могут быть соотнесены с их конкретными историческими прообразами, но при этом они живут, прислушиваясь друг к другу. Классические интонационные символы, традиционная изобразительность, тональные темы и последования трезвучий, модальные и хроматические темы, полигармония, остинатность, сонорные средства и интонационный слой серийной музыки, темброритмические приемы популярной музыки — все эти элементы различных стилей, эпох, техник соединяются в нечто, синтезирующее различные манеры. По степени стилистической интеграции к Реквиему ближе всего находится квинтет.

Связь Реквиема с католической заупокойной мессой проявляется прежде всего в использовании полного канонического текста (с незначительными сокращениями), в построении цикла, в логике развития лирической и драматической сфер, в конкретных содержательных ассоциациях и образных решениях, формирование которых проходило в процессе длительной эволюции жанра, в использовании комплекса художественных приемов музыкального воплощения текста, в том числе устойчивых мелодических и ритмических оборотов — интонационных символов. В отдельных номерах Реквиема воссоздается атмосфера старинной музыки: долго длящееся одно эмоциональное состояние (Requem, Sanctus), моно- дическая природа тематизма (Sanctus, Credo). Вкрапление ритмоинтонационной формулы григорианского хорала (Credo), ведущая роль хора и органа заставляют вспомнить музыкальные образцы доклас- сической эпохи.

Отталкиваясь от традиционной жанровой модели, Шнитке демонстрирует яркое индивидуальное преобразование канонического жанра. Крупномасштабной композиции и полному составу оркестра классического и романтического реквиема противопоставлена форма сжатая и лаконичная, инструментальный состав — малый, индивидуализированный. Принципиальную особенность Реквиема Шнитке составляет введение Credo, которое является обязательной частью обычной мессы. Credo — генеральная кульминация, смысловой центр произведения.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления