Арам Ильич Хачатурян

Пятая симфония Шостаковича — лирическая трагедия

Сам автор подчеркивал характер Пятой симфонии как произведения лирического: «Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения, лирического по своему складу от начала до конца». Но через личное, субъективное был выражен «жизненный пульс современности… не отдельной личности, и не отдельных людей, а человечества».

Симфония четырехчастна. Наиболее динамичной является

I   часть (Moderato, ре минор). Написана она в сонатной форме, обнаруживающей типологические черты симфонической драматургии Шостаковича. Идея симфонии отразилась на особенностях тематического материала и процессе его развития.

В этом отношении очень характерна главная партия. Она внутренне контрастна, многоэлементна (состоит из трех элементов), рондообразна по изложению. Образ ее сложен. В теме слышны и императивно-волевые интонации («рефрен»), как бы воплощающие мучительно стоящий перед сознанием вопрос («Быть или не быть?»), и робкие интонации напевной, но безвольно никнущей мелодии («эпизоды»), и волевые возгласы труб (тоже «эпизод»):

Пятая симфония Шостаковича — лирическая трагедия

style="width:Рисунок 5px;height:Рисунок 5px;"/>Пятая симфония Шостаковича — лирическая трагедияstyle="width:/wp-content/uploads/2013-02-27/pjataja-simfonija-shostakovicha-liricheskaja_1.pngpx;height:/wp-content/uploads/2013-02-27/pjataja-simfonija-shostakovicha-liricheskaja_1.pngpx;"/>Пятая симфония Шостаковича — лирическая трагедия

Эта тема открыла сферу тематизма, в которой проявляется важный принцип творчества композитора, обусловленного особым типом его лирики. Данное качество можно назвать монологичностью. Под ней понимается как форма изложения мыслей, так и особое средство художественного обобщения. В связи с усилением этического, социально значимого начала и психологизма в содержании монологичность предполагает произнесение с пафосом или, наоборот, робко и чутко, в зависимости от существа выражаемого.

Монологичность проявляется в частом использовании соло или унисонного звучания группы однородных инструментов. Объективные, внеличные образы передаются звучанием группы или унисона инструментов (велика здесь роль тромбонов). Для выражения субъективных образов часто используются солирующие, обычно деревянные духовые инструменты. Особенно часто встречаются соло гобоя, английского рожка, фагота.

Во внутреннем тематическом богатстве и конфликтности главной партии заложена основа для дальнейшего драматургического развития музыки. Этому немало способствует ее полифонический склад (музыка как бы разворачивается на глазах) и структура: все элементы не просто экспонируются, а тесно переплетаются, взаимодействуют, интонационно вытекая из первого — «зерна» всей симфонии.

style="width:/wp-content/uploads/2013-02-27/pjataja-simfonija-shostakovicha-liricheskaja_2.jpgpx;height:/wp-content/uploads/2013-02-27/pjataja-simfonija-shostakovicha-liricheskaja_2.jpgpx;"/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления