Арам Ильич Хачатурян

Педагогическая деятель­ность Шостаковича в Ленинградской консерватории

Весной 1937 года Шостакович начал педагогическую деятель­ность в Ленинградской консерватории (с 23 мая 1939 года — про­фессор). Подготовкой к ней были многочисленные консультации, оказываемые Шостаковичем молодым членам Союза композиторов.

В классе Шостаковича царила творческая атмосфера. Педагог был безусловным авторитетом. Занятия строились свободно и пред­ставляли собой беседы, обсуждение сочинений, ознакомление с клас­сическими и современными произведениями. Важным считалось хорошее владение фортепиано. Высоко ценились талант, интеллект, заинтересованность в работе, трудолюбие. Музыкальные данные относились к необходимым, но развиваемым сторонам личности ученика.

Ученики могли посещать занятия других преподавателей и в случае надобности даже ездили в Москву (к Яворскому, Шебали­ну). И наоборот, ученики других классов могли получить у Шоста­ковича необходимый совет. Так класс становился школой, объеди­ненной общими эстетическими установками. Вероятно, поэтому из него вышли столь разные по почерку композиторы, как Г. В. Свири­дов, О. А. Евлахов, Ю. А. Левитин, Г. И. Уствольская, а позднее Б. А. Чайковский и А. Г. Чугаев.

Педагогическая работа была приятным для Шостаковича фо­ном его композиторской деятельности. После Пятой симфонии, по­требовавшей неимоверной затраты сил, наблюдается некоторый спад творческой активности. Может быть, это было связано с семейны­ми переменами: счастливо женившись в 1932 году на Н. В. Варзар, композитор теперь испытал радость от рождения дочери (1936) и сына (1938). Во всяком случае, композитор признавался: «Целый год после сдачи Пятой симфонии я почти ничего не делал». Возника­ющие в это время замыслы (опера «Маскарад», балет, оперетта «Две­надцать стульев») не осуществились.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления