Арам Ильич Хачатурян

Основные тенденции развития Отечественной музыки

Основные тенденции развития Отечественной музыки творчество

Переломное время на рубеже 50—60-х годов в нашей стране отразили все виды творчества.

Самые демократичные из них — кинематограф, песня — стали уходить от стереотипов «большого стиля». Молодой герой нового кино теперь уже не является олицетворением социального типажа, а прежде всего выступает как личность, человек («Я шагаю по Москве», «Баллада о солдате», «Застава Ильича», «Весна на Заречной улице», «Высота» и другие).

Песня-гимн, жанр общественный, коллективистский, начала трансформироваться в песню-монолог, песню-раздумье лирического героя («С чего начинается Родина» В. Баснера — М. Матусовского, «Русское поле» Я. Френкеля — И. Гофф). Лирическое «я» превалирует над безликим «мы» («Нежность» А. Пахмутовой — С. Гребенникова и Н. Добронравова).

Общие тенденции гуманизации творчества, отказ от безусловной (базисной) социальной ориентированности придают отечественному искусству этого времени новые черты: происходит поворот от экстравертности образов, зарисовок внешне обусловленного мира — к личности, человеческому характеру. Преобладающей становится интравертность, то есть внутренняя мотивация образов, сюжетов, художественной концепции.

Процессы сложного, мучительного поворота к Человеку, к его духовному миру сделались центральными в советской литературе, живописи, кинематографе и музыке 60 — 80-х годов. С приходом в литературу Ю. Трифонова и В. Астафьева, Ф. Абрамова и В. Распутина, В. Белова, В. Шукшина и В. Быкова, наконец, с явлением

А. Солженицына постановка проблемы нравственности и духовных ценностей, смысла человеческого существования в мире становится первостепенной. Многогранность характеров, жизненная достоверность, поэтичность, всеохватное ощущение мира-космоса утверждали прежде всего мастера «деревенской прозы» еще в 60-х годах. Сродни им психологически выверенное, тонкое искусство В.  Шукшина. Повесть «Один день Ивана Денисовича» Александра Исаевича Солженицына потрясла глубиной проникновения в характер героя и трагические обстоятельства его лагерной жизни. Опубликованное в журнале «Новый мир» в 1962 году (№ 11), произведение Солженицына открыло эру принципиально правдивого искусства.

Поразительным образом процессы углубления нравственной темы смыкаются с социально-общественными проявлениями большого интереса к истории своей родины. «Незаметно для каждого из нас учителем становится прошлое, история, и нужно учиться нравственной ответственности перед людьми будущего, для которых прошлое станет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов — даже важнее, чем нам».

/>

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления