Арам Ильич Хачатурян

Обращение композитора в «Сатирах»

Примечательно было обращение композитора в «Сатирах» к вокальному циклу после пятилетнего перерыва в вокальном творче­стве.Обращение композитора в «Сатирах» Пять отобранных стихотворений: «Критику», «Пробуждение весны», «Потомки», «Недоразумение», «Крейцерова соната» — яр­кие образцы сатиры Саши Чёрного, вызвавшие у Шостаковича твор­ческий отклик. Это было смелым художественным решением, так как сатирическое творчество поэта-эмигранта фактически находи­лось под запретом цензуры. Композитор создал своеобразный цикл, используя точные и простые средства. Музыкальная интонация в нем слита со словесной и максимально заострена. Все миниатюры разворачивают сюжет подобно развитию действия в театральных мизансценах, настолько ярко и выпукло «нарисованы» все персона­жи. Композитор использует многие приемы, которые впервые выс­тупают в комплексе выразительных средств: опора на сатирически заостренные жанры (галоп, вальс), пародийное цитирование извест­ных тем из произведений классиков (романса «Весенние воды» Рах­манинова, «Крейцеровой сонаты» Бетховена, арии Ленского «Что день грядущий мне готовит» из оперы «Евгений Онегин»), монотематизм (объединение цикла примитивными интонациями — «Чижика-пыжика» и «Собачьего вальса», сходными мелодикогармоническими лейтоборотами вступлений). Цикл посвящен Г. П. Вишнев­ской.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления