Арам Ильич Хачатурян

Новые замыслы и последнее сочинение Шостаковича

 Шостакович

У Шостаковича возникают новые замыслы, среди них цикл на стихи Вознесенского. Шостакович рассказал поэту план «нового своего произведения, которое в уме уже написал, на темы семи… стихотворений, среди которых были „Плач по двум нерожденным поэмам“, „Порнография духа“ и др.». Замысел не был реализован.

В апреле 1975 года Нестеренко исполнил оркестровую версию «Песни о блохе» Мусоргского, сделанную Шостаковичем (из музы­ки к кинофильму 30-х годов «Приключение Корзинкиной»), В то же время были закончены и «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» на слова из романа Достоевского «Бесы». Премьера состоя­лась 10 мая в Малом зале консерватории. Это был последний кон­церт, на котором присутствовал автор.

Летом у композитора созрел замысел Сонаты для альта и фортепиано о, завершившей цикл сонат для струнных инст­рументов с фортепиано (виолончельная — 1934, скрипичная — 1968, альтовая — 1975).

Работу над произведением Шостакович начал под Москвой, в Жуковке Сна­чала были написаны две части, в характере новеллы и скерцо В I части компози­тор использовал цитаты из «Казни Степана Разина», интонации из Пятой симфо­нии Почти вся II часть построена на материале оперы «Игроки» (вступление, часть диалога Алексея и Гаврюшки и т д), а также теме из ранней Сюиты для двух фортепиано, посвященной памяти отца

Финальное Adagio — наиболее протяженная часть, — как и в Пятнадцатой симфонии, притягивающее к себе все предшествующее развитие музыки Эта часть была написана за два дня В ней использованы интонации I части «Лунной сона­ты» Бетховена (незримое посвящение великому композитору, тоже измученному, но не сломленному болезнью)

Корректорская правка проводилась в больнице Здесь композитор в после­дний раз посмотрел экземпляр сонаты и отослал ноты Ф С Дружинину — перво­му исполнителю произведения, которому оно и посвящено

Альтовая соната стала последним сочинением Шостаковича.

9   августа 1975 года композитор скончался. Похороны состоялись

14  августа на Новодевичьем кладбище в Москве.

Чем дальше время отделяет нас от жизни этого замечательного музыканта, тем больше мы осознаем масштаб его дарования и вели­чие осуществленных им дел. Шостакович обновил все музыкаль­ные жанры, к которым прикоснулся в творчестве, и переосмыслил всю поэтику музыкально-выразительных средств. Но значение его не только в ярком новаторстве Шостакович был великим музыкан­том и великой личностью. Поэтому его музыка — страстный и бес­ценный документ музыкальной культуры XX века, летопись своего времени со всеми неслыханными его противоречиями Она вся — образец страстного протеста против жестокости и беззакония, не­справедливости и насилия, деспотизма, мещанского благополучия и самоуспокоенности. Она не оставляет равнодушным слушателя, всегда будит мысль и будоражит душу в страстном сопереживании прошлому, заставляя по-новому осознать и настоящее.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления