Арам Ильич Хачатурян

Искусство принадлежит народу

Искусство принадлежит народу партия

Исключительная напряженность и насыщенность жизни, парадоксальная пестрота быта определяли и особенности эмоционально-психологического настроя, состояния умов и сердец, характер мироощущения и художественно-образного восприятия мира. Сознание величия переживаемого момента, чувство внутреннего и внешнего обновления, внезапно открывшейся полноты и перспективы жизни, восторженный (или, наоборот, мучительно горестный) разрыв с прошлым, горячая устремленность в будущее, видевшееся совсем рядом, — все это реализовывалось в „праздничной энергии масс и их революционном энтузиазме” (В.И. Ленин), в страстной „жажде коммунистического чудотворения” (М. Рейснер).


Если Вам необходим бентомат — эта ссылка для Вас.

Известный искусствовед, а в те годы один из руководителей Пролеткульта В. Лебедев-Полянский писал, “Разве мы в те годы не жили глубоким убеждением в неизбежности немедленного взрыва мировой пролетарской революции? Разве мы об этом не говорили на митингах и собраниях и не писали в прессе? Разве мы не уничтожали деньги? Разве мы не распускали налогового управления? Разве мы не вводили бесплатности почтовых услуг? Все мы жили в обстановке революционного романтизма, усталые, измученные, но радостные, праздничные, непричесанные, неумытые нестриженые, но ясные и чистые мыслью и сердцем”.

Как же реагировало на эти ошеломляющие изменения жизни и сознания искусство?

Удивительно, но в самые тяжелые — голодные, холодные военные годы оно переживало невиданный расцвет. Художественное творчество, понимаемое как триединство создания исполнения и восприятия, стало одной из наиболее массовый практических форм воплощения и пропаганды новых идей Ярким свидетельством нового положения искусства в жизни является беседа В. И. Ленина с К. Цеткин, Н. К. Крупской, М. И. Ульяновой, в которой было сформулировано и развита знаменитое положение концепции социалистической культурной революции — „искусство принадлежит народу”.

Но, по-видимому, творческая жизнь требует расточительности в обществе… Самое важное для культурной революции со времени завоевания власти пролетариатом уже имеется: это пробуждение, стремление масс, созданные этим общественным строем и творящие этот строй…” В характеристике художественного процесса Ленин акцентировал именно его избыточную интенсивность, пестроту, экспериментальность: «Хаотическое брожение, лихорадочные искания новых лозунгов, лозунги, провозглашающие сегодня „осанну” по отношению к определенным течениям в искусстве и в области мысли, а завтра кричащие „распни его”, — все это неизбежно.  Каждый художник и всякий, кто себя таковым считает, претендует на право творить свободно, согласно своему идеалу, будь этот идеал на что-то годен или нет. Отсюда перед вами брожение, экспериментирование, хаотичность».

Но пониманию естественности этого вулканического взрыва художественно-творческой энергии сопутствовало ясное сознание необходимости четкой партийной и государственной культурной политики.’„…Мы — коммунисты. Мы не вправе сидеть сложа руки и позволять хаосу распространяться как ему угодно. Мы должны стремиться к тому, чтобы с ясным сознанием руководить также и этим развитием, чтобы формировать и определять его результаты”.

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления