Арам Ильич Хачатурян

Concerti grossi (шесть концертов) Шнитке

Concerti grossi (шесть концертов) Шнитке цикл

Особую жанровую ветвь в творчестве Шнитке составляют concerti grossi (шесть концертов). В этом жанре, распространенном в эпоху Вивальди, Баха, Генделя, Шнитке придерживается принципа группового соло и оркестра (чаще всего барочного, камерного).

Духовно-нравственная направленность свойственна хоровым опусам Шнитке. Склонность к масштабным философским концепциям, нравственно-этическая проблематика проявилась уже в ранних сочинениях композитора (оратория «Нагасаки», кантата «Песни войны и мира»). 70—80-е годы — время наиболее плодотворной работы в хоровом жанре.

Концерты Шнитке популярны во многих городах, при перелете из одного города в другой обязательно зайдите в дьюти фри, цены там приятно удивят.

В качестве литературных текстов Шнитке избирает философские произведения, связанные с прошлым европейской культурной традиции. Это часто тексты, принадлежащие к литературным памятникам XIII—XVI веков: кантата «История доктора Иоганна Фауста» — по народной книге о Фаусте (XVI), «Стихи покаянные» — на подлинные древнерусские стихи (XVI), хоровой концерт — строфы из «Книги скорбных песнопений Григора Наре- каци» (X), «Sonnengesang des Franz von Assisi» («Гимн солнцу Франциска Ассизского»), Многие избранные композитором литературные тексты не использовались ранее в профессиональной музыке.

Обширна сфера камерных сочинений Шнитке — от крупных циклических композиций (сонаты, четыре струнных квартета, квинтет) — до отдельных сольных и ансамблевых пьес. Дань уважения художникам прошлого и старшим современникам Шнитке выразил в «Каноне памяти Игоря Стравинского», «Прелюдии памяти Д. Шостаковича».

Лишь эпизодически появляются среди произведений композитора камерно-вокальные сочинения: «Три мадригала на стихи Ф. Танцера», «Три сцены», «Три песни на стихи Виктора Шнитке».

Подавляющее большинство произведений создано в расчете на конкретных музыкантов, с учетом их артистического дарования и психологических особенностей: М. Лубоцкого, О. Кагана, Н. Гутман, О. Крысы, Ю. Башмета, В. Крайнева, Г. Кремера. Вокруг Шнитке сложился стабильный круг дирижеров — М. Ростропович, Г. Рождественский, В. Полянский, К. Мазур, Э. Клас, В. Гергиев.

Редкая продуктивность сочетается с постоянным обновлением художественной манеры. Стиль композитора подобен барометру, отображающему ситуацию в музыкальной культуре современности.

Сам композитор предлагает в качестве критерия периодизации своего творчества приверженность к той или иной композиторской технике. Так, период до 1963 года связан, по словам Шнитке, «с малым использованием новых техник». Ранний период творчества — с начала 50-х годов — ознаменован появлением крупных сочинений: Первого концерта для скрипки с оркестром (1957), оратории «Нагасаки» (1958, дипломная работа). Исследователи отмечают в них «концепционную весомость, тяготение к драматически захватывающему и в то же время ясному развертыванию музыкальной мысли» (В. Холопова).

Читайте так же:

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Отвлекись
Свиридов
Объявления